Методика работы над изучением эпического произведения в школе

Существуют определенные трудности при изучении эпических произведений в школе: большие по объему тексты дети читают неохотно (решения: выяснить, сколько в библиотеке экземпляров, раздать за 1-1,5 мес. уч-ся по группам, отксерокопировать важные главы); 2) развивать интерес к чтению (уч-ся в процессе чтения отвечают на вопросы, создать ситуацию спора по той или иной нравственной проблеме, попросить найти ответ в тексте, уч-ся читают и готовят вопросы учителю); 3) уч-ся с большим трудом воспринимают слог некот. произведений, напр., “Слово о полку Игореве” (дать историч. комментарий, изучение восприятия уч-ся – вопросы типа: какие чувства возникли, что хотели бы спросить у автора произведения).

Схема анализа текста: 1) история создания, замысел произведения; 2) тема, идея, проблематика; 3) характеристика системы образов; 4) анализ авторской позиции; 5) композиция, средства худ. выразительности; 6) значение произведения для своего времени и для современности.

Пути анализа текста в школе : 1) “вслед за автором” – по ходу чтения; 2) пообразный – драма;3) проблемный – самый проблемный,

тематический, продуктивный; ставит проблему и решает ее, использует весь текст.4) композиционный – через композицию анализируется проблематика и система образов;5) компаративный – сравнение произведений заруб. лит-ры и рус./укр. лит-ры.6) структурный; 7) социально-биографический;8) социологический.9) гендерный.

Особенности изучения эпического произведения в средних классах: 1) небольшое по объему произведение можно прочитать в классе; 2) биография писателя изучается не в полном объеме;3) нужно погрузить ученика в ” мир писателя”, ” мир произведения”; 4) важно выбрать те ключевые 2-3 сцены, которые должны прозвучать и быть проанализированы; 5) характеристика героев сопровождается цитированием; 6) разговор о значении данного произведения, образе для того времени и нашего.

Особенности в старших классах: 1) изучается полностью вся биография писателя и его творческий путь; анализ всего произведения; 2) ознакомить с историей создания произведения, замыслом; 3) работа над сюжетом; 4) изучение восприятия учащимися текста; 5) система работы над хар-кой образов (портрет, отноше6ния с другими героями и т. д.); 6) анализ в единстве формы и содержания, 2-3 самых важных эпизодов, сцен с выразительным чтением.

Требования к уроку в старших классах: 1) работа над содержанием произведения; 2) работа над понятиями по теории литературы;3) использование на уроке межпредметных связей; 4) использование комплекса искусств для углубленной работы над текстом; 5) создание проблемных ситуаций, словарь литературоведческих терминов; 6) работа с критикой, словарями; 7) современное прочтение классики; 8) “роман в мировой литературе 19 века” использование экранизаций, компьютера и др. технических средств.

Творчество крупнейшего мастера реалистического романа на Западе – Оноре де Бальзака изучают в 10 классе. На изучение отведено 3 часа. Тематика уроков представляет собой следующее: 1 урок – “Оноре де Бальзак. Очерк жизни и творчества. “Человеческая комедия” – “история нравов” современной писателю Франции”; 2 – “Оноре де Бальзак “Гобсек”. Изображение в повести губительной власти денег”; 3 – ” Бальзак – знаток человеческой души. Художественное совершенство произведения писателя-реалиста”.






Твір мій обов'язок перед природою.
Методика работы над изучением эпического произведения в школе