Тема свободы и ее философское звучание в произведениях русской поэзии
Свобода человека, защита его духовной автономии является одной самых актуальных тем в русской литературе. Она получила широкое отражение как в поэзии, так и в прозе. Особенно остро она прозвучала в романтической лирике начала XIX века.
Свобода может рассматриваться в двух планах: общественном и философском. Наиболее глубоким и трудным является второй план.
Тема свободы получает философское отражение в стихотворении “Анчар”. Перед нами развертывается философский символический пейзаж – гордая пустыня и древнее, ядовитое дерево
Несколько иначе тема свободы рассматривается А. С. Пушкиным в стихотворении “К морю”. Лирический герой здесь обращается к свободной стихии, вверяет ей свои заветные думы. Душа творца и состояние моря напоминают друг друга в стихийности, непрерывном движении, поиске, свободе.
Именно в жизни французского императора слились эти составляющие. Наполеон был свободен в своих действиях и решениях. Именно поэтому ему удалось добиться всемирной славы. При этом характер Наполеона напоминает лирическому герою “неукротимость, могущество, глубину” моря. В итоге, лирический герой подводит читателей к чувству неприятия условий, при которых подавляется личность человека: “Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран”.
Пушкин ратовал за свободу и в стихотворениях, посвященных поэту и поэзии: “Поэт”, “Поэт и толпа”. Именно свобода творческого самоопределения является одним из главных критериев творчества.
Свобода – идеал устремлений и для М. Ю. Лермонтова. Недаром в стихотворении “Выхожу один я на дорогу” он утверждает: “Я ищу свободы и покоя”. Общественная атмосфера тех лет подавляла духовную свободу человека. Поэтому свой идеал М. Ю. Лермонтов находил в стихии природы, вдали от светской суеты и лжи. Об этом свидетельствует поэма ” Мцыри “. Три дня, проведенные героем на воле, приравниваются к целой жизни: ощущение остроты бытия, счастья пронизывает всю поэму. Только свободный человек, по мысли поэта, может считаться счастливым. Даже бой с могучим барсом он воспринимает как часть свободного существования.
Именно поэтому вся композиция поэмы построена на антитезе: монастырь и свободная стихия природы. Умирая, Мцыри сожалеет о тусклой жизни старого монаха и просит похоронить его на стороне, обращенной к его родине, к природе. Судьба и свобода здесь нерасторжимы.
Мотивы жажды свободы присутствуют и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Жалобы Турка”(1829). Поэт написал это стихотворение, когда ему было всего 15 лет, но оно отличается редкой глубиной познания жизни. Здесь звучит страстная боль, горечь человека, который наблюдает страшную картину рабства, и, вместе с тем, страстный протест, негодование против этой несвободы. М. Ю. Лермонтов всегда призывал, прежде всего, к духовной свободе, возможности активного самостоятельного действия.
Таким образом, в теме свободы выделяются два взаимосвязанных плана: личностный, духовный и план, связанный с существованием человека в обществе, зависимость его поступков от общественного мнения. Ощущение внутренней свободы позволяет творить, изливать сердце. Главное, к чему призывали поэты – сохранить и ценить это величайшее благо, которое позволяет ощутить вкус жизни.