Строки биографии: Место поэта в строю

Для внеклассного чтения. Поэты старшего поколения встретили войну, вооруженные жизненным и литературным опытом. Естественно, что у них отношение к происходящему было более зрелым, чем у молодых, попавших на фронт прямо со школьной скамьи. Не случайно, конечно, что именно “старики” (Твардовскому в 1941 г. было тридцать лет) создали крупные лиро-эпические произведения, в которых война осмыслена как звено исторического процесса. Опыт позволил им проникнуть в самую суть происходящего, точнее установить ценностные ориентиры и понять мотивы

поведения человека на войне.

Молодые больше находились во власти отдельных сильных сиюминутных впечатлений, их творчество носило другой характер. К. Ваншенкин вспоминает: “…Семнадцати лет от роду я стал на место, уготованное мне войной… Характер моего поколения был сформирован армией военной поры. Мы находились в том возрасте, когда человек особенно пригоден для окончательного оформления, если он попадет в надежные и умелые руки. Мы были подготовлены к этому еще всем детством, всем воспитанием, всеми прекрасными традициями революции и гражданской войны, перешедшими к нам от старших”. Для молодых война

совпала с тем временем, на которое обычно приходится начало сознательной жизни, работы, любви… Их судьба сложилась иначе:

Семафор на пути отправленье маячит. (После поймем – в окруженье прямо!) А мама задумалась… – Что ты, мама?…. – На вторую войну уходишь, мальчик!

Автор этих стихов, поэт С. С. Наровчатов, засвидетельствовал: “На войне я сформировался и как человек, и как поэт <…> Все я получил сполна – и горечь поражений, и счастье побед <…>”. Естественно, что войну молодые воспринимали острее, резче.

Увидеть войну в семнадцать лет – это потрясение навсегда. Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели, Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты. На живых порыжели от крови и глины шинели, На могилах у мертвых расцвели голубые цветы. (С. Гудзенко)

Конфликты в стихах молодых отличаются особенной остротой:

В этом зареве ветровом Выбор был небольшой, – Но лучше прийти с пустым рукавом, Чем с пустой душой. (М. Луконин)

Сила, непосредственность чувства надолго оставили в строю и стихи молодых поэтов, не пришедших с войны, – П. Когана, М. Кульчицкого, Н. Майорова и др. Над подлинным искусством время не властно.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Строки биографии: Место поэта в строю