Место Петербурга у Достоевского

Для Достоевского Петербург с самого начала был и навсегда остался “самым

Фантастическим городом с самой фантастической историей”, “самым отвлеченным

И умышленным городом на всем земном шаре”. Об этом сказано в “Зимних

Заметках о летних впечатлениях” (1863) и в “Записках из подполья” (1864).

Как это было у Гоголя, фантастика и “умышленность” Петербурга, так остро

Почувствованные Достоевским, существовали в его видениях и прозрениях не

Сами по себе, а в единстве с “тускло прозаическим и обыкновенным,

чтобы не

Сказать: до невероятности пошлым”.

Таким мы видим Петербург уже в самых

Ранних художественных произведениях Достоевского. Несчастный Макар Девушкин

Из “Бедных людей”, робкий и великодушный, с тяжкого похмелья стремительно

Бродит по Фонтанке и Гороховой, “чтобы как-нибудь освежиться”, и наблюдает

Резко контрастные сцены столичного быта, на который, при всей их

Будничности, тем не менее лежит печать чего-то странного, необыкновенного.

Эти картины еще сильно отдают Гоголем, но как все меняется уже в

“Двойнике”, снабженном и подзаголовком: “Петербургская поэма”.

Вот вещь

Единственная в своем роде, подвергшаяся, как только она появилась,

Близорукому осуждению, да и доныне, пожалуй, не разъясненная в должной

Мере.

Здесь уже безраздельно господствует двуединая стихия “пошло-

Фантастического”, и сам замученный галлюцинациями пошлейший Яков Петрович

Голядкин, с его нелепыми повадками и ужимками, с его горячкой и смятением,

Есть ничто иное, как исчадие такого же горячечного, фантасмагорического,

Ненадежного и внушающего неописуемый страх Петербурга. Вот ровно в полночь,

Когда бьют часы, выбегает господин Голядкин “вне себя” все на ту же

Набережную Фонтанки возле самого Измайловского моста (участок города для

Дальнейшего дотошного описания выбран безошибочно!) – и словно растворяется

В ненастной петербургской ночи. А ночь в самом деле была ужасная –

“ноябрьская, мокрая, туманная, дождливая, снежливая, чреватая флюсами,

Насморками, лихорадками, жабами, горячками всевозможных родов и сортов,

Одним словом всеми дарами петербургского ноября. Ветер выл в опустелых

Улицах, вздымая выше колец черную воду Фонтанки и задорно потрагивая тощие

Фонари набережной, которые в свою очередь вторили его завываниям тоненьким,

Пронзительным скрипом, что составляло бесконечный, писклявый, дребезжащий

Концерт, весьма знакомый каждому петербургскому жителю”.

Петербург Достоевского – это прежде всего город, связанный с

Трагическими судьбами его героев. “В атмосфере туманов этого призрачного

Города” зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в

Которых преступаются границы человеческой природы. Все сконцентрировано и

Сгущено вокруг человека, “оторвавшихся от божественных первооснов”. Попадая

В Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном духовном

Пространстве, несколько напоминающим гоголевский и некрасовский город, но

Еще более жестокий, фантастический и реальный одновременно. Распивочные,

Трактиры, трущобы, полицейские конторы, Сенная и Калава, убогие, темные

Комнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы, облитые помоями – вот фон,

На котором развязываются конфликты и трагедии “самого петербургского”

Романа Достоевского – ” Преступление и наказание “. Многие блуждания главных

Героев происходят на закате (мотив заходящего солнца). Это странная,

Призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в

Петербурге.

Ф. М. Достоевский считал, что большой город – дьявольское создание

Цивилизации – имеет на душу человека пагубное влияние. Настойчиво и

Подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мерзость

И смрад, запыленный городской камень, от которого нигде нет спасения. Это

Неживая материя, которая подавляет, порабощает человека, задыхающихся в

Этих каменных бесчувственных громадах. “Город – трагическая судьба

Человека. Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал

Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и

Скитальничестве”. Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в

Окружающую его действительность. Столица николаевской империи предстала

Перед ним со всеми своими контрастами и противоречиями. Многое ему

Показалось странным и непонятным. “Еще с детства, затерянный, заброшенный в

Петербурге, я как-то все боялся его. Петербург, не знаю почему, для меня

Всегда казался какой-то тайной”. И в эту тайну хотелось проникнуть, понять,

Как и чем живут жители громадного города – и в первую очередь обитатели

Нищих кварталов. Все чаще задумывался Д. над участью бедных и обездоленных

Людей, и у него возникало страстное желание рассказать о их жизни.






Чи повернеться ангел на землю стариган з крилами.
Место Петербурга у Достоевского