Изложение творчества немецкого поэта Гельдерлина

В творчестве немецкого поэта Гельдерлина (1770- 1843) связь с идеями Французской революции прямая и наглядная. Он восторженно славил ее в своих гимнах, уверенный, что она несет свободу всему человечеству;

Торжествуйте, радостные музы! Он искуплен, древний наш позор. Час настал! Лежат во прахе узы, Вынесен гордыне приговор!

Подобно Шиллеру, Гельдерлин мечтал о свободном братстве людей, в котором не будет ничьего произвола, никаких законов, в чем бы то ни было ограничивающих человека, кроме законов природы, и никакой силы, повелевающей народами,

кроме силы любви. Поэт верил, что дни счастливого братства уже наступают:

И союзом братьев миллионным Вновь любви дано повелевать, Чтоб сердцам, свободой окрыленным, Вечно для отечества пылать. Жизнь в величье царственном отбросит Низменных стремлений суету. Время братства людям в дар приносит Совершенство, мир и красоту. Перевод Л. Гинзбурга

В дни Французской революции поэт ждал, что и у его соотечественников “жаром пламени святого вспыхнет кровь” и что они тоже повергнут в прах “тиранов, правящих доселе”. Когда же стало ясно, что эти надежды преждевременны и что пока набирает силу власть золота,

Гельдерлин не разочаровался в своих идеалах, а продолжал верить в их осуществление в будущем. Сын пастора, он получил богословское образование, но отказался от церковной карьеры, вел скудную скитальческую жизнь домашнего учителя и писал лирико-философские, героические по духу произведения, стремясь приблизить обновление мира. Он рано окончил творческий путь: не в силах смириться с затхлой атмосферой тогдашней Германии, душевно заболел и уже не мог творить. И свободолюбивые идеалы, и горечь осознания их неосуществимости в современной ему Германии Гельдерлин выразил в романе “Гиперион” (о юноше-греке, участвующем в освободительной борьбе против турецкого ига) и в трагедии “Смерть Эмпедокла” (о греческом философе V в. до н. э., бросившемся в кратер Этны, чтобы слиться с природой).

Иенские романтики тоже приветствовали Французскую революцию, но только ее первые шаги, вскоре же их интересы ушли в сторону разработки эстетических принципов нового литературного движения. Под воздействием Фридриха Шеллинга, утверждавшего единство духа и природы, они провозгласили романтическую идею “творимой жизни”, которая и есть сама поэзия, – идея, близкая и Гельдерлину. Они выступали против всякой четко очерченной формы, всякой определенности, в том числе и определенности в характеристике персонажа. Они увлекались теорией “прогрессивно-универсальной” поэзии (ее автором был Фридрих Шлегель) – “универсальной” потому, что она должна охватывать все вещи, явления, пространства, времена, “прогрессивной” же потому, что она должна быть свободной от правил и постоянно менять свой облик.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Изложение творчества немецкого поэта Гельдерлина