Строки биографии: Место поэта в строю
Для внеклассного чтения. Поэты старшего поколения встретили войну, вооруженные жизненным и литературным опытом. Естественно, что у них отношение к происходящему было более зрелым, чем у молодых, попавших на фронт прямо со школьной скамьи. Не случайно, конечно, что именно “старики” (Твардовскому в 1941 г. было тридцать лет) создали крупные лиро-эпические произведения, в которых война осмыслена как звено исторического процесса. Опыт позволил им проникнуть в самую суть происходящего, точнее установить ценностные ориентиры и понять мотивы
Молодые больше находились во власти отдельных сильных сиюминутных впечатлений, их творчество носило другой характер. К. Ваншенкин вспоминает: “…Семнадцати лет от роду я стал на место, уготованное мне войной… Характер моего поколения был сформирован армией военной поры. Мы находились в том возрасте, когда человек особенно пригоден для окончательного оформления, если он попадет в надежные и умелые руки. Мы были подготовлены к этому еще всем детством, всем воспитанием, всеми прекрасными традициями революции и гражданской войны, перешедшими к нам от старших”. Для молодых война
Семафор на пути отправленье маячит. (После поймем – в окруженье прямо!) А мама задумалась… – Что ты, мама?…. – На вторую войну уходишь, мальчик!
Автор этих стихов, поэт С. С. Наровчатов, засвидетельствовал: “На войне я сформировался и как человек, и как поэт <…> Все я получил сполна – и горечь поражений, и счастье побед <…>”. Естественно, что войну молодые воспринимали острее, резче.
Увидеть войну в семнадцать лет – это потрясение навсегда. Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели, Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты. На живых порыжели от крови и глины шинели, На могилах у мертвых расцвели голубые цветы. (С. Гудзенко)
Конфликты в стихах молодых отличаются особенной остротой:
В этом зареве ветровом Выбор был небольшой, – Но лучше прийти с пустым рукавом, Чем с пустой душой. (М. Луконин)
Сила, непосредственность чувства надолго оставили в строю и стихи молодых поэтов, не пришедших с войны, – П. Когана, М. Кульчицкого, Н. Майорова и др. Над подлинным искусством время не властно.
Схожі твори:
- В. В. Маяковский “О месте поэта в рабочем строю” На рубеже нового периода в жизни страны и в своем собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе. В стихотворении “Разговор с фининспектором о поэзии” Маяковский решает волнующий и его и каждого писателя вопрос “о месте поэта […]...
- Место и роль Бога в творчестве Тараса Шевченко О чем бы ни рассказывал, что бы ни описывал, к какой бы теме не обращался поэт, он не оставляет Бога, идет рядом с ним, но самое главное – имеет Бога в душе и сердце. Бог Тараса Шевченко – это большая и ценная духовная сила. Без нее нельзя ни жить, ни творить, ни бороться. Сколько, например, […]...
- Экзистенциализм и его место во французской литературе середины XX века Идейная проблематика и особенности ее отражения в произведениях экзистенциалистов. Экзистенциализм (от позднелат. existentia – существование) – литературное течение XX столетия, выявляемое с достаточной отчетливостью, главным образом, во Франции накануне, во время и сразу после Второй мировой войны. Экзистенциализм был представлен здесь писателями, выступавшими одновременно и как философы-экзистенциалисты. Это Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю. […]...
- В. Н. Соколов: творческая индивидуальность поэта В. Н. Соколов (1928 – 1997). Владимир Николаевич Соколов родился в городе Лихославле Тверской области. В 1952 г. он окончил Литературный институт, а в 1953-м – опубликовал первую книгу “Утро в пути”. Она прошла незамеченной. Лишь через десять лет поэт добился широкого общественного признания. Но эти годы не пропали зря. Соколов создал в это время […]...
- Хронологическая канва биографии Лермонтова В 1830-1832 годах Лермонтов – студент Московского университета. Два студенческих года, в течение которых не происходило каких-либо значительных внешних событий в жизни поэта, были годами внутреннего стремительного роста, напряженного творчества. Многое интересует студента Лермонтова: новейшие течения в науке и история Новгородской вольницы, игра Мочалова в “Гамлете” и последние произведения Пушкина, концерты приезжих музыкантов и судьба […]...
- Жанровая специфика литературной биографии Плутарха Лояльный гражданин империи, человек умеренных и консервативных взглядов. Вне сферы новых литературных веяний, примыкает к эллинистической манере изложения. “Параллельные жизнеописания” – серия парных биографий, причем каждый раз рядом поставлены греческий и римский исторический деятели. Заключитальная часть – сравнения. Есть и отдельные биографии, видимо, более ранние. Сильный романофильский уклон; часто искусственный подбор пар. Каждая биография – […]...
- Образ личности поэта в лирике В. Маяковского Многие поэты задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Именно они первыми откликались и давали свою оценку каким-либо общественным событиям, явлениям. Одним из таких поэтов своего времени является Владимир Маяковский. Его творчество представляет новый этап в развитии русской поэзии. Владимир Маяковский для нас прежде всего – поэт-политик. Он всегда спорил […]...
- Тема поэта и поэзии в творчестве А. Блока А. Блок – один из самых ярких поэтов рубежа ХІХ-ХХ веков, времени трудного, переломного в исторических судьбах России. Как и многие другие поэты этой кризисной эпохи, А. Блок напряженно размышляет о значении и сущности поэзии. В статье “О назначении поэта” он пишет: “Поэт – сын гармонии, и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Методика изучения биографии писателя на уроках литературы Изучая литературное произведение в школе, мы стремимся соединить читательское восприятие учеников и объективное научное толкование художественного текста. Учителю важно “обеспечить” подлинное нравственное воздействие биографии писателя на школьников. К. Паустовский в “Книге скитаний” писал: “Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный […]...
- Наше время – третье тысячелетие (Место современной молодежи) Я считаю, что нам, современным старшеклассникам, выпала исключительная судьба: начало нашей взрослой жизни совпадает с началом третьего тысячелетия. На первый взгляд, это необычно и интересно, ведь не каждому поколению так везет. И это лишь на первый взгляд, так как знаю, что в сердце каждого из нас притаилась тревога, настороженное ожидание: что ждет меня впереди, во […]...
- Роль поэта и поэзии в обществе В 1899 году во Львове выходит вторая поэтическая книга Леси Украинки “Думы и мечты”. Ее открыла поэма “Древняя сказка”, в которой страстно прозвучала тема призвания поэта, его обязанности перед народом. Описывая внешность главного героя поэмы, Леся Украинка подчеркивает, что он был обычным человеком. Но настоящая красота человека не во внешних признаках, а в его духовных […]...
- Вс. Некрасов: Художественная реальность поэта Реальность для Вс. Некрасова неоспоримы, более того – контрастно оттеняют друг друга: жизнь прекрасна, несмотря на то ужасное, чем она полна; жизнь ужасна, несмотря на то прекрасное, что в ней есть. Эта антиномия, по Вс. Некрасову, и определяет сущность жизни. Поэт стремится замедлить бег наших глаз по строчкам, побудить к сосредоточенным, неторопливым раздумьям с тем, […]...
- Изложение биографии о ранних годах Крылова Мы перебрали все школы, которые были в Твери во времена Крылова. Все, кроме частных. Иногда учеников в таких школах было мало, и мы сегодня назвали бы их учебными группами. У ряда лиц, сохранивших основные биографические сведения о тверском периоде жизни Крылова, находим сходные указания на то, что почти сразу по приезде в Тверь Крылов стал […]...
- План сочинения на тему: Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин “поэт и толпа” Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю. Лермонтов “есть речи значенье” План. I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова “Я Жить хочу”) II Ты сам свой высший суд (строка […]...
- Маяковский и. Вознесенский о назначении поэта Тема назначения поэта и поэзии в русской литературе не нова. Ей отдали дань Державин и Карамзин, Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Блок, Маяковский и Вознесенский. Стихотворение Андрея Вознесенского “Разговор эпиграфом” – это прямое продолжение темы, начатой Владимиром Маяковским в стихотворениях “Юбилейное”, “Сергею Есенину” и во вступлении к поэме “Во весь голос”. Как и его великий […]...
- Стихи Лермонтова, как искренняя исповедь поэта Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него – Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении “Родина” поэт ясно отделяет […]...
- Профессия поэта “опасна и трудна” или о Булате Окуджаве Булат Окуджава – властитель чувств уже нескольких поколений. Его песенное слово производит впечатление большой доверительности и естественности. Но естественность Окуджава отнюдь не синоним безыскусности. Окуджава – мастер поэтического языка. Поэт и прозаик, один из основателей жанра авторской песни, Булат Шалвович Окуджава родился в Москве. Мой город носит высший чин и звание Москва, Но он навстречу […]...
- Творчество поэта Даниила Андреева Творчество поэта Даниила Андреева одновременно и глубоко традиционно, и уникально для русской литературы. Связанный с мистико-философской ветвью русской поэзии, он в 1950-е годы XX в. создает произведения, равных которым в национальной словесности еще не было. Духовные процессы конца XIX – начала XX в., которые могут быть названы “русским апокалипсисом”, находят в поэзии Д. Андреева единственное […]...
- В. Маяковський “Про місце поета у робітничому строю” На рубежі нового періоду у житті країни й у своїй власній творчості у Маяковського виникає необхідність заново переглянути і до кінця продумати свої погляди на сутність літератури та на положення і завдання письменника у соціалістичному суспільстві. У вірші “Розмова з фінінспектором про поезію” Маяковський вирішує хвилююче його і кожного письменника питання “про місце поета у […]...
- Твардовский: главнейшая забота поэта это читатель Но первейшая и главнейшая забота поэта – читатель, как он встретит новое произведение, и потому-то “ни ночи нету мне, ни дня, ни отдыха, ни срока…”, а лишь забота о том, “чтоб только сладить со строкой”. Известна редчайшая доброжелательность, не исключающая при этом строгой взыскательности, с какой подходил А. Г. Дементьев к каждой строке. Работать с […]...
- Место Петербурга у Достоевского Для Достоевского Петербург с самого начала был и навсегда остался “самым Фантастическим городом с самой фантастической историей”, “самым отвлеченным И умышленным городом на всем земном шаре”. Об этом сказано в “Зимних Заметках о летних впечатлениях” (1863) и в “Записках из подполья” (1864). Как это было у Гоголя, фантастика и “умышленность” Петербурга, так остро Почувствованные Достоевским, […]...
- Сочинение по творчеству японского поэта Сайге Для нас, европейцев, Япония – прежде всего своеобразное, самобытное искусство, в том числе и литература. Например, строчки: “лишь крики диких уток смутно белеют” или “посмотрите, как пахнет миндаль” – вполне в духе японской культуры. Но, наверное, мудрым был тот человек, который впервые произнес парадоксальную на первый взгляд фразу: “Думать можно трояким способом: правильно, неправильно и […]...
- Сочинение по творчеству японского поэта Басе Стихосложение в Японии – общенародное дело. Еще задолго до возникновения иероглифической письменности в быту японцев прочно укоренились обычаи коллективно любоваться самыми поэтичными явлениями природы: зимой – только что выпавшим снегом, весной – цветением сакуры, осенью – хризантемами, багряными листьями горных кленов и полной луной. Коллективное Наслаждение природой, письменность, соединяющаяся с рисованием, стихосложение, объединяющееся с каллиграфией, […]...
- Поэта далеко заводит речь (по лирике М. И. Цветаевой) Поэзия Цветаевой, чуткая на звуки, различала голоса бесчисленных дорог, уходящих в разные концы света, но одинаково обрывающихся в пучине войны: “Мировое началось во мгле кочевье…”. В канун революции Цветаева вслушивается в “новое звучание воздуха”. Родина, Россия входила в ее душу широким полем и высоким небом. Она жадно пьет из народного источника, словно предчувствуя, что надо […]...
- Литературный анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только Дантеса, но и все общество. По мнению Лермонтова, причина гибели Пушкина в том, что поэт обречен на одиночество и не мог этого вынести. Он бросается в чуждый ему мир и […]...
- Тема поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой В 1929 году в Медоне своему другу Марку Слониму М. Цветаева сказала: “Вот у Бодлера поэт – это альбатрос… ну какой же я – альбатрос? Просто ощипанная пичуга, замерзающая от холода, а вернее всего – потусторонний дух, случайно попавший на эту чуждую, страшную землю”. Такая раздвоенность – жизнь одновременно земная и духовная, творческая – обусловила […]...
- Мое любимое место в Санкт-Петербурге В жизни у каждого человека есть любимые места, куда он периодически возвращается независимо от своей занятости и возможности. У меня тоже есть такие места. С каждым из этих мест связано что-то очень важное в моей жизни, вычеркнуть чего я никогда не решусь. В моем родном Санкт-Петербурге у меня есть любимое место – Летний сад. Санкт-Петербург […]...
- Личность поэта со страниц “Кобзаря” В истории мировой литературы выделяются те книги, которые вобрали науку веков и имеют для народа огромное значение. К таким книгам относится и “Кобзарь”, книга, которая занимает у украинцев первое место. Судьбу “Кобзаря” можно считать удивительной, так как стихи, которые его составляют, писались или в странствованиях, или в казематах, в года изгнания. Большинство стихов было создано […]...
- Судьба поэта из народа в стихотворении Н. А. Некрасова “На смерть Шевченко” Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с деревенскими ребятишками. Впоследствии простой язык, богатый и певучий, завораживающий нас своей музыкой, который был усвоен сыном помещика в ярославской деревне, стал основным инструментом поэта. Его поэмы и стихи написаны народной речью так красиво и точно, что создается впечатление, […]...
- Краткое изложение Доходное место А. Н. Островский А. Н. Островский Доходное место Действие комедии происходит в Москве, в первые годы царствования Александра II. Старый важный чиновник Аристарх Владимирович Вышневский, выходящий в большую “богато меблированную залу” вместе со своей молодой женой Анной Павловной (оба в утреннем неглиже) из ее комнат, упрекает ее в холодности, жалуется, что ничем не может преодолеть ее равнодушие. Вышневский […]...
- “Доходное место” Островского в кратком изложении Действие комедии происходит в Москве, в первые годы царствования Александра II. Старый важный чиновник Аристарх Владимирович Вышневский, выходящий в большую “богато меблированную залу” вместе со своей молодой женой Анной Павловной из ее комнат, упрекает ее в холодности, жалуется, что ничем не может преодолеть ее равнодушие. Вышневский уходит в кабинет, а Вышневской мальчик приносит письмо, которое […]...
- Тема поэта и поэзии в поэзии Н. А. Некрасова Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Редко кто из поэтов не обращался к своей музе, представшей то резвой, то веселой “вакханочкой”, то задумчивой, то суровой и гневной. Но в стихотворении Некрасова “Вчерашний день часу в шестом…” – совсем иная Муза. Между “крестьянкой молодой” и Музой нет никаких различий, они одинаково дороги и близки […]...
- Имя выдающегося украинского поэта Павла Тычины известно каждому Его поэзии, особенно ранняя лирика, знакомят нас с необычным миром, в котором господствуют идеалы свободы и национального освобождения. И встает перед нами романтический герой, имя которому – украинский народ, ради которого автор готов отдать все, из-за которого у него рвется душа. Украина, родная земля, Родина… А что может быть лучше для Родины, чем свобода, чем […]...
- Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака Размышляя О природе поэтического творчества, В. Пастернак писал: “Современные течения вообразили, что искусство – как фонтан, тогда как оно губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться. Они сочли, что оно может быть разложено на средства выразительности, тогда как оно складывается из органов восприятия. Ему следует всегда быть в […]...
- Анализ стихотворения “Смерть Поэта” Стихотворение “Смерть Поэта” явило России имя Лермонтова, и оно же подняло молодого поэта на огромную высоту. Стихотворение не осталось неоцененным современниками. Позднее А. В. Дружинин скажет: “Когда погиб Пушкин, перенесший столько неотразимых обид от общества, еще не дозревшего до его понимания, – мальчик Лермонтов в жгучем поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих […]...
- Днепр занимает особое место в историческом бытии украинского народа Главная река Киевской Руси была важным средством соединения не только между восточнославянскими территориями, а и всей средневековой Европой. Еще древнерусский летописец Нестор в “Повести временных лет” писал о большом значении этой водной артерии. Широкий, полноводый… В давность скифы называли его Борисфеном, что в переводе означает “вепрь-река”. Древние народы верили, что во время всемирного потопа Бог […]...
- Творчество поэта, публициста Сергея Александровича Баруздина Все творчество поэта, прозаика, публициста Сергея Александровича Баруздина проникнуто огромным чувством ответственности за коммунистическое воспитание ребенка. Для многих произведений писателя характерно то, что, сохраняя свою так называемую возрастную специфику, они в то же время часто воспринимаются двухадресно. Такой двухадресностью отмечен, например, его автобиографический роман “Повторение пройденного”, который был издан сначала для взрослых, а позже для […]...
- Изложение творчества немецкого поэта Гельдерлина В творчестве немецкого поэта Гельдерлина (1770- 1843) связь с идеями Французской революции прямая и наглядная. Он восторженно славил ее в своих гимнах, уверенный, что она несет свободу всему человечеству; Торжествуйте, радостные музы! Он искуплен, древний наш позор. Час настал! Лежат во прахе узы, Вынесен гордыне приговор! Подобно Шиллеру, Гельдерлин мечтал о свободном братстве людей, в […]...
- Личная судьба поэта в произведении Ахматовой “Поэма без героя” Творческим синтезом поэтического развития Ахматовой является “Поэма без героя”, над которой она работала более двадцати лет (1940-1962). Личная судьба поэта и судьба ее “поколения” получили здесь художественное освещение и оценку в свете исторической судьбы не только современников но и ее родины. Что “Поэму без героя” может постигнуть судьба непонятного или, во всяком случае, не совсем […]...