Сочинение по дилогии Вересаева “Два конца”
Вслед За повестью “Без дороги” появился рассказ “Поветрие” (1897), отразивший новый этап идейной эволюции Вересаева, новые общественные проблемы того времени. В рассказе “Поветрие” либерально-народническим воззрениям уже противопоставлена самая передовая идеология эпохи – марксизм.
Знакомая нам по повести “Без дороги” Наташа, окончив гимназию, успела побывать в Швейцарии и теперь вместе со своим единомышленником студентом Даевым ведет жаркие споры с либералами-народниками Троицким и Киселевым, споры, в которых
Надо, однако, сказать, что, находясь, по его словам, в “близких и разнообразных отношениях с рабочими и революционной молодежью”, Вересаев не показал своих героев в работе, изобразить же рабочую среду даже и не попытался. Его внимание отдано почти исключительно идеологическим дискуссиям между народниками и марксистами;
Несмотря на то что в “Поветрии” Вересаев не изобразил рабочей массы, интересоваться жизнью “мастерового люда” он не переставал ни в эти, ни в последующие годы. Несомненен и его сугубо писательский интерес к рабочей тематике. Проявившись впервые в 1892 году (“Подземное царство”), закрепившись затем в рассказе “На мертвой дороге” (1896), интерес этот особенно усилился во время работы над повестью “Конец Андрея Ивановича” (1899). Весьма одобрительно встретил повесть А. М. Горький. Несколько лет спустя было закончено продолжение этой повести – “Честным путем” (1903), в редакции 1909 года – “Конец Александры Михайловны”. Обе повести составили своеобразную дилогию “Два конца”.
Тема дилогии – тлетворное влияние невыносимых жизненных условий на человеческий характер. Все лучшее, что есть в душе Андрея Ивановича Колосова,- чувство товарищества, ощущение своего человеческого достоинства – понемногу уступает место психологии обывателя-индивидуалиста. Колосов болен чахоткой. Следовательно, он человек обреченный, но обреченность эта не абсолютизируется; мотив бездорожья в повести отсутствует. Вересаев показывает один из возможных путей: в том-то и трагедия Андрея Ивановича, что он не нашел в себе силы стать на него. По этому пути идет рабочий-марксист Барсуков, борющийся (правда, безуспешно) и за судьбу Колосова. Однако образ его во многом схематичен и отодвинут на задний план.
Что касается второй части дилогии – “Конца Александры Михайловны”,- то, написанная в 1903 году, повесть эта “не поспевала” за временем. Если образ Андрея Ивановича для 1898-1919 годов был во многом типичным, то образ родственной ему по духу Александры Михайловны в 1901 -1903 годы уже терял свою жизненность.
В конце 90-х – начале 900-х годов Вересаев выступает с рассказами о русском крестьянстве – “Лизар”, “К спеху”, “В сухом тумане”, “Ванька”, “За права”, “В степи”, “Исправилась”, “На холоду”, “В пути”, “В одном доме”. Все эти произведения на разном фактическом материале показывают губительное действие капитализма и порождаемых им мелкособственнических отношений как на экономический и бытовой уклад деревенской жизни, так и на образ мыслей и психологию пореформенного крестьянина. Все они написаны с явным стремлением критически изобразить факты деревенской отсталости и дикости, что сближает их с создавшимися примерно в то же время новеллами М. Коцюбинского “Пекоптьор”, “Посол Вдчоркого царя”, “Ведьма”, “В путах шайтана”, “По-людському” и др.
Как и в повести “Без дороги”, Вересаев в рассказах этого периода далек от народнической идеализации “мужика”. Вместе с тем он не считает натуру русского мужика безнадежно испорченной.