Сочинение по повести Толстого “Xаджи-Мурат”

В период подготовки первой русской революции Толстой все острее и острее ощущал кричащие противоречия между обездоленным и голодным народом и господствующими классами. Он был убежден, что человечество стоит теперь на пороге огромных преобразований. Все чаще выступает писатель с публицистическими статьями, заметками, открытыми письмами, которые неизменно находили самый живой отклик в России и во всем мире. Многообразная деятельность Толстого отражала его желание видеть родную страну, свой народ свободными от всех форм угнетения, “от тех страданий, которые они несли так долго”.

В последний период жизни основная энергия Толстого уходила на работу публицистического характера. Однако он не переставал заниматься и художественной литературой. Правда, не все произведения были им закончены или опубликованы при жизни. Причиной этого послужило, во-первых, убеждение писателя, что художественное творчество вообще не отвечает насущным дадачам времени. Во-вторых, Толстой, очевидно, ощущал, что объективный смысл его последних художественных произведений не всегда соответствовал

его теоретическим суждениям.

Замысел “Xаджи-Мурата”связан с кавказскими впечатлениями писателя. Но в отличие от его военных рассказов, повести ” Казаки ” в центре внимания автора оказывается не дворянский интеллигент с его напряженными поисками истины и смысла жизни, а “красивый й цельный тип настоящего горца”, способного и на жестокость, и на хитрость, но вместе с тем внушающего искреннюю симпатию. Главный объект изображения в повести – стихийная жизнь во всей ее сложности и противоречивости, волевое, героическое начало в духовном мире личности. Толстой поэтизирует образ Хаджи-Мурата, подчеркивая его свободолюбие, непокорность, близость к народной поэзии, природе, свойственное ему естественное нравственное чувство, исключающее любые сделки с совестью. Вопреки философии непротивления Толстой прославил в “Хаджи-Мрате” мужество борьбы, силу сопротивления и любви к жизни.

Зато почти все эпизоды, в которых появляется и действует Николай I, даются в подчеркнуто ироническом плане. Внешне спокойная манера повествования не может скрыть гневного чувства автора, когда речь идет о жажде личной славы, поддельной простоте (черта, особенно ненавистная Толстому), о “наполеоновском комплексе”, присущем русскому царю: “Да, что бы была без меня Россия,- сказал он себе…- Да, что бы была без меня не Россия одна, а Европа”. Разоблачение царской военщины, режима самодержавного деспотизма и произвола, губительно воздействующего на общественное и личное сознание, Толстой продолжил в рассказе “После бала”.

Рассказ построен на контрастном сопоставлении двух эпизодов: бала, где появляется красивый, статный и свежий полковник В., танцующий с дочерью мазурку, и ужасного телесного наказания, которое совершается над солдатом после бала и которым командует тот же самый полковник. Противопоставление проведено через весь текст – включая и цветовую гамму (белое и розовое в первой части и черное во второй) и звуки (мазурка сначала, а затем “какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка”). То обстоятельство, что полковник внешне похож на Николая I и вообще представлял собой тип “старого служаки николаевской выправки”, придает рассказу более обобщенное значение. Случай, свидетелем которого оказался рассказчик Иван Васильевич, перевернул всю его жизнь, поставил перед нравственным выбором: принять ли за истину то, что “делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым”, или отказаться от участия в этом всеобщем обмане. Он выбирает второе.






Твір як я розумію щастя.
Сочинение по повести Толстого “Xаджи-Мурат”