Сочинение по роману Достоевского “Подросток”

В романе “Подросток” (1875) повествование ведется от имени Аркадия Долгорукого, рассказывающего о первых своих самостоятельных шагах, о нравственной сумятице, путанице, которую ему с трудом приходится преодолевать в сложном процессе самопознания.

Аркадий Долгорукий – незаконный сын помещика Версилова – с детских лет остро ощущает свою социальную ущербность. В борьбе с враждебной ему действительностью он вынашивает тайные планы: стать миллионером, Ротшильдом, так как только деньги, по его убеждению, могут дать реальную власть над людьми, заменяя знатное происхождение, даже талант и ум. Не сразу приходит он к истинным представлениям о ценностных ориентирах в жизни.

Продолжая художественную разработку темы “отцов” и “детей” (начатую еще в в романе ” Бесы “), Достоевский изображает Подростка и Версилова как представителей двух поколений русского общества. Между ними устанавливаются сложные отношения, включающие и идейную рознь, и преемственную связь, что предопределяет их постепенное сближение. По замыслу писателя, Версилов – типичный человек

40-х годов, либерал, “западник”, горячо исповедовавший когда-то идеи утопического социализма. Но, не найдя нигде ответа на мучающие его вопросы, он превращается во внутренне опустошенного человека, равнодушного к людям и в одинаковой степени способного как на доброе, так и на злое дело. Такова, по мысли Достоевского, цена оторванности от “народной почвы”, воплощенной в романе в образе крестьянина Макара Ивановича, бывшего дворового Версилова. Постоянная концепция писателя – судить индивидуалиста судом народной правды – проявляется и в этом романе. Тем не менее, именно Версилову передает Достоевский некоторые дорогие его сердцу идеи, в частности важную мысль о несовпадении развития технического прогресса и уровня нравственности: “Я буду знать все открытия точных наук,- говорит Версилов,- и через них приобрету бездну комфортных вещей. Теперь я сижу на драпе, а тогда все будем сидеть на бархате. Но что же из этого? При всем комфорте и бархате для чего, собственно, жить?..”

“Подросток” является своеобразным вариантом “романа воспитания”, распространенного в русской и мировой литературах. В отличие от своих предшественников автор “Подростка” считает необходимым сосредоточить внимание на процессе умственного и нравственного формирования юноши из “случайного семейства”, с первых же самостоятельных шагов попадающего в сложный жизненный водоворот, испытывающего на себе все неблагополучие и разложение современной ему буржуазной действительности и тоскующего по идеалам добра и правды. Семейная хроника становится хроникой социальных сдвигов, происходящих в России.






Мої роздуми над прочитаним твором мартин боруля.
Сочинение по роману Достоевского “Подросток”