Сочинение по роману Вересаева “Без дороги”

“Без дороги” с полным правом можно назвать приговором русскому народничеству, которое, как писал, бывши в свое время явлением прогрессивным, стало затем “теорией реакционной и вредной, сбивающей с толку общественную мысль, играющей на руку застою…”.

Рассказ ведется от имени Дмитрия Чеканова – молодого врача, разделявшего когда-то народнические иллюзии, затем разочаровавшегося, но, не в пример героям “Товарищей”, не отказавшегося от идеи служения народу. В полезности работы в земстве, которой он был занят, вскоре пришлось

разувериться. Человек большой внутренней честности, Чеканов не может сидеть сложа руки и, получив известие об эпидемии холеры, едет на борьбу с ней. Он уже не питает иллюзий насчет социальной масштабности этих своих действий, являющихся, в сущности, данью той же теории “малых дел”. И, натолкнувшись на враждебность и недоверие со стороны крестьян к нему, “барину”, он воспринимает это как нечто неизбежное.

Иным общественным типом является другой герой повести – Гаврилов, с энтузиазмом проповедующий необходимость переселения “бедных” в “богатые семьи” во имя грядущего “братства

людей”. В 80-90-е годы такой образ воспринимался как “оголенное” изображение народнических утопий, раскрывал тем самым всю их нелепость. Образ же врача Ликонского – это тип сознательного предателя интересов народа, скрывающего за благообразной внешностью “культурного миссионера” полную внутреннюю опустошенность и абсолютное равнодушие к народным горестям. Наконец, акцизный чиновник Гостев, цинично заявляющий, что вместо врача к крестьянам следует послать “полк солдат” “да на руки им боевые патроны раздать”,- это уже совершенно переродившийся вчерашний поборник “малых дел”.

В повести показан разительный контраст условий жизни народа и тех, кто мнили себя его защитниками. “Народ питается глиною и соломою, сотнями мрет от цинги и голодного тифа,- пишет автор.- Общество, живущее трудом этого народа… танцевало в пользу умирающих и объедалось в пользу голодных, жертвовало каких-нибудь полпроцента с жалованья”.

Этим людям так или иначе противостоит Чеканов, оказавшийся, однако, “без дороги”. Но Вересаев видел и тех, кто не мирится с подобным бездорожьем, не отказывается от поисков пути, который где-то должен быть. К их числу принадлежит кузина Дмитрия Чеканова Наташа – натура прямая, честная, самоотверженная, чем-то напоминающая любимых ею тургеневских героинь. Но, в отличие от них, она не довольствуется ролью спутницы мужчины в жизни, а стремится всю себя отдать общественной деятельности. Не случайно образ Наташи по первоначальному замыслу автора должен был получить в повести дальнейшее развитие – вплоть до прихода ее к марксизму. Впоследствии на эту тему Вересаев напишет рассказ “Поветрие”.

“Без дороги” – произведение, ценное для нас еще и тем, что автор его выступил против народнической идеализации “мужика”. Темнота, предрассудки, извечное озлобление – все эти качества порождены в русском крестьянине многовековым подневольным положением, нечеловеческими условиями жизни. “Зареченцы эти грубы и дики, как звери,- говорит Наташа – в явном согласии с автором,- но разве они в этом виноваты?” Повестью “Без дороги” Вересаев утвердился в русской литературе как писатель большой социальной темы, общественно значимой проблематики.

Произведение построено в форме дневниковых записей, что позволяет не ограничиваться изображением внешних проявлений жизни героя, а воссоздать сложнейший процесс его духовной жизни, тончайшие оттенки и нюансы в эволюции его характера, его миросозерцания.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Сочинение по роману Вересаева “Без дороги”