Сочинение доклад: Лицейский период творчества Пушкина

С Пушкина начинается новый этап в истории русской литературы. Все ее предшествующее развитие подготовило появление гениального поэта, который сыграл великую роль в развитии не только русской культуры, но и культуры народов и всего человечества. Шесть лет, которые Пушкин провел в Царскосельском лицее, имели очень большое значение для его идейного и творческого роста. Здесь он осознал свое поэтическое призвание, здесь к нему пришла первая известность.

Общенациональный подъем, вызванный Отечественной войной 1812 г., влияние вольнолюбивых

настроений, участие в литературном движении эпохи – все это способствовало формированию и развитию крепнущего таланта юного Пушкина.

Лицейский период творчества великого поэта – время, когда он успешно усваивает опыт, накопленный уже в русской и мировой литературе. Не случайно в его лицейской лирике так много литературных ассоциаций, упоминания многих античных авторов, выдающихся писателей возрождения и нового времени. В русской литературе наиболее внимательно Пушкин изучал творения Державина, Радищева, Жуковского, Батюшкова. В творческом развитии любого автора неизбежна и закономерна пора ученичества.

Прошел через этот этап и Пушкин, но как быстро он его прошел!

В первые годы пребывания в лицее Пушкин часто ориентировался на творческий опыт Батюшкова. Наиболее характерные мотивы стихов этого периода – воспевание любви, дружбы, веселья в духе “легкой поэзии”. Стихотворение “Городок” – подражание “Моим пенатам” Батюшкова – дает яркое представление о литературных вкусах Пушкина-лицеиста. В центре стихотворения образ поэта, отказавшегося от светской суеты и уединившегося в скромном домике, где нет роскошного убранства, но много книг любимых писателей. Почти одновременно в лицейской лирике возникают и элегические мотивы, заставляющие вспомнить о традициях Жуковского: неразделенная любовь, грусть, мысли о ранней кончине (цикл стихотворений 1816 г.: “К Жуковскому”, “Осеннее утро”, “Разлука”, “Желание” и др.). Характерным для стихов лицейского периода было также широкое использование жанра дружеского послания.

Однако очень рано Пушкин стремился определить свой собственный путь в поэзии. И в послании “Батюшкову” (1815) появляются знаменательные строки: “Бреду своим путем: // Будь каждый при своем”. Пушкин стремится расширить тематический, жанровый и стилистический диапазон своего творчества. Стихотворение “Лицинию” (1815) является наиболее ранним образцом его политической лирики. Здесь отчетливо звучат те вольнолюбивые мотивы, которые через несколько лет станут ведущими в его стихах петербургского периода.

В некоторых, случаях Пушкин использует в своей лирике стилевые особенности классицистической поэзии. Так, стихотворение “Воспоминания о Царском Селе” (1814), прочитанное им на переходном экзамене в лицее, начинается в духе Жуковского. Но когда юный поэт переходит к теме героического прошлого России и в особенности к воспеванию побед русского войска в 1812 г., ему уже понадобились традиции Державина. Однако в целом литературные симпатии Пушкина на стороне новой поэзии. В “Тени Фонвизина” (1815) он высмеивает бездарных поэтов из лагеря шишковистов. Еще в лицее Пушкин становится членом “Арзамаса”. В это же время формируются его вольнолюбивые убеждения, укрепляются мысли о необходимости борьбы с деспотизмом. Все это отразилось в его последующем поэтическом творчестве.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Сочинение доклад: Лицейский период творчества Пушкина