Пафос военно-патриотической героики в творчестве Пушкина

Пафос Военно-патриотической героики Отечественной войны, нашло свое яркое выражение в значительнейшем произведении пушкинской лицейской лирики 1814 года – “Воспоминаниях а Царском Селе”, прочитанном самим Пушкиным на публичном лицейском, переходном с младшего курса на старший, экзамене в присутствии многочисленных гостей и Державина 8 января 1815 года.

Стихотворение Было написано Пушкиным по заданию лицейского профессора Галича. Две последние строфы в первоначальной редакции отсутствовали и были дополнительно написаны после

известия о согласии Державина лично приехать в Лицей. Воспоминания в Царском Селе” – произведение, несущее на себе явные черты ученичества, совмещает следы воздействия на складывавшуюся собственную и самобытную поэтическую систему молодого Пушкина поэтических систем Державина, Жуковского, Батюшкова и даже Оссиана, воспринятого и преломленного в его русской интерпретации. Стихотворение начинается великолепным по своей стилизации (воспроизводящей обобщенные в сложном сплаве характерные черты поэтики и Державина, и Жуковского, и Батюшкова одновременно) ночным пейзажем Царского Села, придающим всему отрывку
особо торжественный и значительный колорит:

Навис покров угрюмой нощи На своде дремлющих небес; В безмолвной тишине почили дол и рощ, В седом тумане дальний лес; Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы, Чуть дышит ветерок, уснувший на листах, И тихая луна, как лебедь величавый, Плывет в сребристых облаках.

Появление в конце этой строфы луны не только элемент пейзажа, но и определенный момент композиционного характера: она необходима для того, чтобы в ее свете показать и перечислить предметы последующего описания. После перечисления элементов окрестного пейзажа (холм, луг, тополь, ива, водопады, озеро) идет развернутое описание встречающихся в Царском Селе на каждом шагу свидетельств военной мощи и славы России: памятник на озере в честь А. Г. Орлова-Чесменского, памятник в честь побед Румянцева,. А затем – обобщение и хвала полководцам, утвердившим военную мощь России, и поэтам, прославившим их подвиги: Державину – как певцу Суворова, Петрову – как певцу Румянцева. От этой картины прошлого века Пушкин переходит к настоящему – к только что закончившейся Отечественной войне:

Блеснул кровавый меч в неукротимой длани Коварством, дерзостью венчанного царя; Восстал вселенной бич – и вскоре лютой брани Зарделась грозная заря.

Подготовляя в 1819-1820 годах издание своих стихотворений отдельным сборником, Пушкин внес в “Воспоминания” ряд исправлений, выбросив вторую и предпоследнюю строфы и устранив в ряде мест восторженное обращение к Александру I.

Чтение Пушкиным своих “Воспоминаний в Царском Селе” на лицейском экзамене в 1815 году было подлинным триумфом молодого поэта. Тотчас же после экзамена, который был воспринят всеми присутствовавшими как передача Державиным своей поэтической лиры, Пушкин посылает Державину свое стихотворение, собственноручно переписанное.

Влернв в латинщину глубокой разум свой Трикраты уязвленный На приступе штыком! Двуструнной балалайкой Походы прозвени Про витязя с нагайкой, Что в акупел и в огни. Летал перед полками, Как вихорь на полях, И вкруг его рядами Враги ложились в прах! Летел на встречу славы Но встретился с ядром


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Пафос военно-патриотической героики в творчестве Пушкина