Первое прочтение романа Н. Г. Чернышевского вызовет у современного молодого человека, скорее всего улыбку. Действительно, странными кажутся отношения, принятые в семье Лопухова и Веры Павловны. В доме существуют нейтральные и не нейтральные комнаты, и в не нейтральные комнаты ни муж, ни жена не могут войти без стука. Да и вообще, вежливость супругов по отношению друг к другу балансирует на грани неестественности, а очень часто и переходит эту грань. Ну а то, что Лопухов и Вера Павловна постоянно называют друг друга “миленький” и “миленькая”,
и вовсе заставляет думать о полной неестественности их отношений. Первое, что заставляет иначе посмотреть на суть отношений между этими людьми и заподозрить себя самого в не проникновенности, – это то, что Лопухов оставляет медицинскую академию за два месяца до окончания, – чтобы, женившись, избавить Верочку Розальськую от гнета в родительском доме. И это тот Лопухов, который разумно и рационально утверждает, что поступками его всегда руководит выгода!
Что же понимает этот человек под словом “выгода”, если он способен на поступки, явно нелогичные именно с точки зрения жизненных удобств? Эта
мысль позволяет увидеть отношения между собой “новых людей” (а они при помощи Чернышевского и представляют человеческие отношения в романе) несколько иначе… Начинаешь понимать, что студент Лопухов, оставляя академию, действительно действует в соответствии со своей выгодой. Все дело в том, что подобные дела выгодны доброму и большому человеку. А ведь именно о Дмитрии Лопухове Чернышевский пишет: “У этих людей, как Лопухов, есть магические слова, привлекающие к ним всякого опечаленного…”. Нетрудно догадаться, что “магические слова” является выражением высоких свойств человеческой души. Чернышевский уверен, что по-настоящему творит добро тот, кто не любуется в это время собой. Эта характеристика как нельзя лучше подходит к личности Лопухова. Для Лопухова человеческие отношения – не торг по принципу “ты – мне, я – тебе”, а эстафета: “ты – мне, я – другим”. Не случайно Верочка, не испытывая любви к Лопухову, дружески общаясь с ним, сразу воспринимает этот нравственный принцип. Ее первый сон, в котором она освобождает людей из подвала, как раз и свидетельствует об этом. Стоит почувствовать этот главный, глубинный принцип человеческих отношений, который исповедуют главные герои, как начинаешь думать: а может быть, не так и важно, каким образом они устраивают свой семейный быт? Конкретные приметы быта меняются в зависимости от времени, а главное остается неизменным… Для современного человека важно понять то главное, что определяет отношения “новых людей” в романе “Что делать?”. В полной мере отношения между людьми раскрываются, когда на сцене появляется Александр Кирсанов. Во многом он похож на Лопухова. Оба они, по словам автора, грудью, без связей, без знакомств прокладывали себе дорогу. Оба приложили немало усилий для того, чтобы реализовать свои способности. И когда в отношениях Кирсанова, Лопухова и Веры Павловны сложился неразрешимый “любовный треугольник”, все себя повели достойно в тяжелейшей ситуации. Кирсанов долго пытался отказаться от всяких отношений с женой своего друга. Но чувство оказывается сильнее логических построений, и герои романа “Что делать?” Не были бы самими собой, если бы строили свою жизнь только по законам логики, игнорируя чувства. Но существуют еще условия повседневной жизни, и каждый сам решает, как соотнести с ними свои чувства.
Кирсанов и Вера Павловна не могут соединить свои жизни, не пройдя перед этим через унизительную для всех процедуру развода. Понимая это, Лопухов предпринимает единственный возможный шаг: решает уйти со сцены. Он делает это, подчиняясь велению той самой “выгоды”, определяющий для него человеческие отношения вообще и собственные поступки, в частности. А по этой выгоде, если стремиться к преобразованию жизни, мечтать о будущем, в котором люди будут гармонично и духовно свободны, то и сегодня нужно быть не только образованным, трудолюбивым и честным, но и счастливым, полагаясь в этом не столько на судьбу, сколько на себя. Возможно, кто-то считает, что Лопухов поступил неверно, кто-то одобрит его поступок, – это уже зависит от кодекса чести каждого из нас. Лопухов повел себя так, как решил нужным: инсценировал самоубийство и дал возможность Вере Павловне и Кирсанову быть вместе. Он едет за границу и возвращается в Петербург только тогда, когда прежнее чувство прошло. Но самое главное заключается в том, что человеческие отношения, построенные на такой нравственной основе, не кажутся Чернышевскому чем-то из ряда вон выходящим. Он прямо пишет об этом в романе: “Я держу пари, что до последних разделов этой главы Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались большинству публики героями, лицами высшей натуры… Нет, друзья мои… не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко… На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди”.
Здесь высказан главный урок, данный героями романа “Что делать?”. Меняются политические системы, меняются жизненные устремления людей, а моральные принципы человеческих отношений остаются неизменными во все времена. Нужно быть благодарным писателю, который напоминает об этом.