Роман Григория Тютюнника “Водоворот”

Важным этапом является глубокое и сознательное восприятие творчества Григория Тютюнника. “Водоворот” – чрезвычайно серьезное явление в литературном процессе. Художественную ценность роман не потерял и сегодня. Учитель должен приложить максимум усилий, чтобы информация художественного типа не воспринималась учениками только на уровне фиксации факта. Для этого необходимо так проникнуть в художественную структуру произведения, чтобы возникли соответствующие мысли и чувства, определенные представления и ассоциации. А отношение

к художественному произведению, как известно, возникает тогда, когда он в какой-то мере затрагивает духовный мир личности, ее убеждений, идеалов и т. п.

Восприятие идейно-художественного содержания романа “Водоворот” Григория Тютюнника приобретает на современном этапе особую актуальность и остроту, так как же длится процесс переоценки духовных ценностей, а это требует творческого осмысления жизни, которое художественно воссоздает писатель, углубления в понимание логики поведения героев и их внутреннего мира.

“Водоворот” – назвал Григорий Тютюнник свое произведение. Здесь нужно обратиться

непосредственно к тексту и отыскать места, связанные с образом водоворота, проследить, как он соотносится с героями произведения (и какими именно), их поступками, мыслями и помыслами. “Само название произведения символическое. Имеется в виду не только тот водоворот, о котором рассказывают страшные легенды, а и сложные отношения между персонажами, а также бушующее течение тревожных предвоенных и военных лет” . Идея, как и в каждом произведении, перекликается с его названием. Писатель проводит мысль, что водоворот народной жизни, определенность каждого человека в этом водовороте – выстояла она или сломалась – зависит от того, как глубоко вошли ее корни в народный грунт, как тесно связана личность с народом, его работой, моралью, духовным опытом.

“Водоворот человеческой жизни, водоворот страстей – светлых и чистых в годы мирной работы – не очернит водоворот вражеского нашествия, так как против захватчиков борется человек, который любит землю и все сущее в ней”. Время в романе довольно ограничено – весна 1941 года и первые месяцы второй мировой войны. Произведение многопроблемное. В нем затрагиваются такие сложные вопросы, как коллективизация и ведение колхозного хозяйства, раскулачивание и его последствия, вечная проблема – человек и земля, атмосфера взаимного недоверия и доносов, которая властвовала в стране, в частности в 30-е годы, место человека в войне с фашизмом и др. К решению всех этих проблем Г. Тютюнник подходит смело, неординарно. Однако о некоторых злободневных вопросах писатель говорит лишь намеками, не затрагивая самую глубь. Почему? Чтобы понять это, необходимо коротко охарактеризовать время создания романа. Это были 1956 – 1962 года. После XX съезда компартии в стране исподволь, осторожно, начали происходить определенные изменения. Было реабилитировано лишь некоторых невинно репрессированных честных людей, упразднены непосильные сельскохозяйственные налоги, колхозники получили право вести хозяйство на приусадебных участках. Исподволь начало пробуждаться национальное самосознание народа, возрождаться духовность, культура.

Но ни о каких коренных изменениях в экономической да и политической жизни речь не шла. Вместо “слава великому Сталину” пели “партия – наш рулевой”. В обществе еще властвовал страх, недоверие к изменениям. Д. Павлычко писал, что “околел тиран, но стоит тюрьма”. В таких условиях, конечно, произведение, в котором бы откровенно речь шла о невозможности коммунистической идеологии, колхозного уклада хозяйствования, не увидело бы свет.

Г. Тютюнник в “Водовороте” хотя и не говорит об этом прямо, тем не менее, развитием сюжета, характерами героев подводит читателя к таким выводам. Глава колхоза Авксентий Гамалия искренне переживает за хозяйство. Он выступает против дополнительных хлебопоставок: “А посевную проваливать и оставлять колхозников без куска хлеба… я не буду… на следующий год госпоставку выполню и больше не дам зерна”. Авксентий заботится о благосостоянии крестьян: “Я из мужика вышел, и я его, мужика чорномозольного, никому не дам обижать. Я за него душу свою готов вывернуть”. В прошлом он проводил раскулачивание, строил колхоз, искренне веря, что только таким может быть путь к счастливой жизни. Но все сложилось иначе. Крестьяне живут бедно, вынуждены красть в колхозе, чтобы не голодать. Вот Авксентий поймал Кузя с украденной соломой, грозится ему судом. И слышит в ответ: “А что у меня в доме нечего есть сварить, тебе все равно?”

Тот же Кузь, которому Авксентий “столько раз ставил в укор” за то, что “к кулакам жалость имел”, объясняет ему, что и в самом деле были жмоты, кровопийцы, а именно дядя Забавляло, у которого Кузь малым батрачил. А были и такие, как Василий Гончаренко,- честный хозяин, который “наймитов не держал, земли на слабенького середняка”, а его – в Сибирь. Северин Джмелик, семью которого тоже раскулачили, наверное, без достаточных оснований, убивает партизанского командира Авксентия. Но семьи не трогает: ” А ты забирай детей и тю-тю с Трояновки… Твой Авксентий, как вывозил нас на бугры, не передавил нас, малых, и я твоих не трону”,- говорит Джмелик жене Гамалии. Северин мстит за причиненную ему несправедливость, хотя и понимает, что если красные вернуться, то ему конец. “А кто же правду рассудит?” – задумывается он. Так как одна неправда порождает другую…

Здесь целесообразно вспомнить Еньку Вихря и на примере этого персонажа показать, как безудержная жажда обогащения губит человеческое, все лучшее в человеке. Он не гнушается ничем – крадет дерево из леса, доходит даже до прямого разбоя, забирая у бабушки корову. “Он тянул сколько мог. Копал хранилища, погреба, загребал, замазывал глиной под печью, на чердаке…Усадьба трещала от награбленного добра, а Еньке еще и мало”.

На близких к Авксентия позициях стоит и Дорош. Демобилизованный по причине контузии, он поехал работать в колхоз. Дорош так же искренне заботится о людях. Этим образам противостоит Игнат Рев, который заботится лишь о собственном кресле. Ради этого он способен бездумно выполнять любые директивы сверху – забрать весь хлеб из колхоза, разрушать дома на хуторах, распространять клевету на людей. А сам берет взятки, не беспокоится о благосостоянии крестьян. Здесь уместно провести параллель с образом Корнея Матюхи – у этих двух партийцев есть много общего. Вопрос доверия к человеку – один из важных в романе. Его можно проанализировать на примере образов Тимки, Власа и других персонажей (в произведении их действует более 150).

Работая над текстом произведения, остановимся на наиболее свежих, точных образах, художественных деталях. Например, много говорит о характере Тимки эпизод с убитым им фашистом, у которого “в пальцах – выкопанный из-под снега комочек земли”. “И этого не дам”,- насупился Тимка и выбил ногой ком”. В этом эпизоде – и любовь крестьянина к земле, которую обрабатывал, на которой работал, и чувство патриота, землю которого топчет враг. Оттолкнувшись от этой детали, можно сжато упомянуть о сцене встречи захватчиков в Трояновке, надежды Еньки на землю, спор Горонецких за наделы и др. Учитывая специфику обзорного изучения произведения, следует остановиться на тех образах, эпизодах, художественных деталях, которые являются наиболее удачными, позволяют раскрыть глубину содержания и красоту художественной формы “Водоворота”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Роман Григория Тютюнника “Водоворот”