Роман “Что делать?”

Роман был начат в декабре 1862 г. и закончен через четыре месяца. Первые главы его появились еще в мартовской книге “Современника” за 1863 г., остальные же – в апрельском и майском номерах журнала за тот же 1863 г.

Роман, прошел двойную цензуру. Сначала он читался членами следственной комиссии по делу Чернышевского, затем поступил к цензору “Современника”. Чернышевскому удалось так удачно замаскировать революционное содержание романа, что члены следственной комиссии не обнаружили в нем ничего крамольного, а цензор “Современника”,

видя на рукописи печать и шнуры комиссии, проникся соответствующим трепетом и пропустил не читая.

Когда, наконец, рукопись, пройдя двойные цензурные мытарства, очутилась в руках Некрасова, Некрасов пережил тяжелый удар: по дороге в типографию он нечаянно обронил сверток с рукописью и не сразу обнаружил потерю. Некрасов был в отчаянии, ибо знал, что чернового экземпляра у Чернышевского нет.

В “Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции” было помещено объявление о потере рукописи и нашедшему обещано вознаграждение. Через четыре дня, показавшиеся Некрасову вечностью, какой-то бедняк-чиновник,

нашедший сверток, принес его на квартиру поэта. Получив произведение своего заточенного друга, Некрасов поспешил напечатать “Что делать?”, так как прекрасно понимал, что цензура и власти спохватятся и, поняв свою оплошность, запретят роман. Так оно и случилось на самом деле. Роман был вскоре запрещен, и отдельное его издание появилось только в 1905 г. Однако запрещение запоздало. Книжки “Современника” с напечатанным в них романом уже разошлись по стране, и. все передовые люди тогдашней России с жгучим интересом читали революционное завещание своего учителя, переписывали роман, и в сотнях новых рукописей он продолжал свое победное шествие по стране.

В образе Веры Павловны есть и такие черты, которые свойственны были жене Чернышевского Ольге Сократовне. Сама Ольга Сократовна говорила: “Верочка – я, Лопухов взят с Бокова”. В поведении Рахметова есть отдельные черты, напоминающие поступки саратовского помещика Бахметьева, знакомого Чернышевского. Чернышевскому было известно, что большую часть своего состояния Бахметьев передал Герцену на организацию революционной работы и издание демократической литературы. В романе есть сходный эпизод: Рахметов за границей является к Фейербаху и передает ему значительную сумму на издание его сочинений.

В образе Рахметова можно также увидеть отражение тех черт характера (развитое чувство гражданского долга, исключительной силы ум, железная воля, беспредельная преданность интересам народа), которые были присущи самому Чернышевскому, Добролюбову и некоторым другим выдающимся революционерам 60х годов.

Основное достоинство своего романа Чернышевский видел в его “истинности”. А это значит, что герои “Что делать?” – не простые копии с действительности, а художественные образы, в которых заключено много черт, типичных для разночинной интеллигенции 60х годов.

Как большинство “новых людей”, Вера Павловна знакома с нуждой, она рано начала работать. “Когда ей был четырнадцатый год, она обшивала всю семью… Когда Верочке исполнилось шестнадцать лет, она перестала учиться у фортепьянного учителя в пансионе, а сама стала давать уроки в том же пансионе; потом мать нашла ей и другие уроки”.”Важнейшей чертой характера Веры Павловны является глубокое отвращение ко всякого рода угнетению, стремление к независимости и свободе. “Я знаю только то,- говорит она Жюли,- что не хочу никому поддаваться, хочу быть свободной, не хочу никому быть обязанной ничем, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна”. То же самое говорит она и Лопухову: “Главное – независимость! Делать, что хочу,- жить, как хочу, никого не спрашиваясь, ничего ни от кого не требовать, ни в ком, ни в ком не нуждаться! Я так хочу жить!”

Другой характерной чертой Веры Павловны является способность к практическому действию, организаторский талант, умение преодолевать трудности и невзгоды. Выйдя из “подвала”, она начинает бороться за освобождение других женщин, мастерские, организует по-новому жизнь и труд многих девушек. Освободив себя, она освобождает других.

Она отличается гордым, свободолюбивым и решительным характером. Ее невозможно заставить подчиниться тому, что ей кажется нелепым и отвратительным.

Исчерпав все возможности борьбы с матерью, готовившейся ее продать или насильно выдать замуж за богатого светского пошляка, Вера Павловна решается скорее покончить с собой, чем уступить. Ей свойственно постоянное стремление к духовному росту, совершенствованию, она не удовлетворяется сделанным, чужда застою. Как и другие “новые люди” Чернышевского, она может быть счастлива только тогда, когда приносит радость и счастье другим людям. Она знает, что личное счастье “невозможно без счастья других”. Как и все “новые люди”, Вера Павловна непоколебимо верит в торжество народного дела, в то, что “это непременно так будет, что этого не может не быть”.

Вера Павловна не может и не хочет обманывать ни себя, ни других. Полюбив Кирсанова, она понимает, что было бы недостойно и нечестно обманывать себя и Лопухова, и. первая рассказывает о своем чувстве Лопухову. Ей недостаточно личного счастья, и, выйдя замуж за горячо любимого человека, Вера Павловна продолжает предъявлять к себе новые требования, становится женщиной-врачом, ревнителем науки.

Она гармоничный человек: много читает, страстно любит музыку и театр, прекрасно поет, умеет не только плодотворно и с увлечением работать, но и от души веселиться.

Вера Павловна – не “синий чулок”, она заботится о своей внешности,, со вкусом одевается, сохраняет женственность и обаятельность.

Вера Павловна – не схема, а обыкновенный живой человек, каких во времена Чернышевского было немало. Она одна из тех женщин, которые, прокладывая себе путь, ведут за собой других к свободе и счастью.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Роман “Что делать?”