Религиозные мотивы в поэзии Богдана-Игоря Антонича
“Его жизнь была короткая и высокая, как мост над узенькой штольней горной бездны. Тучи сомнения и уныния пеленали его не раз, но не помешали смелым мыслям философа и поэта переходить по нему, смотреть из него вокруг и искать взором днище мира”, – сказал о Богдане-Игоре Антониче Дмитрий Павлычко. Действительно, творчество Антонича – целостный, сложный и интересный мир человека, который за 27 лет своей жизни был в состоянии достичь того, что другие не достигают и за целую жизнь. В сборнике поэта “Большая гармония” властвует последовательная
Так под небом необъятным и безграничным Растут и родятся звереныши, люди и растения. Растет Антонич, и растет трава, И зеленеют кудрявые ольхи.
Мы
Возможно, Б. – И. Антонич воспринимает Святое Письмо как источник собственного мировоззрения и широко использует его в своем творчестве. Но главный элемент его религиозных поисков – это раздумья о месте человека в мироздании, его стремление понять природу взаимоотношений человечества с окружающей реальностью, из страстного старания определить смысл человеческого бытия.
Я не человек, я растение, а временами я малая листва… Живу, терплю, и умру, как все звереныши…
Особое место в творчестве Антонича занимает его стих “Ветер столетий” из посмертной книги “Зеленая Евангелие”. Произведение убеждает, что Антонич воспринимает историю как бесконечный урок свободы и человеческих чувств. История человечества неустанно будет двигаться путем борьбы народов за свою независимость и суверенные права, и, конечно ж, за свою веру или убеждение. Поэт также указывает на не совершенство человека, его дисгармонию с миром природы.
Вот загадочная природа в беспредельно первоначальной красоте (словами не раскрыть тайн ее). Какая же страшная этого мира краса, что отравила дни мои… (“Элегия о перстне молодости”)
Несовершенство мешает единению человека с миром природы, препятствует свободе и счастью. Кто льет кровь, тот жнет ненависть (“Слово о черном полке”). Так ответил Антонич тем, кто усматривал в насилии путь к усовершенствованию мира. Своим творчеством Антонич утверждал мир правды и добра. Поэт верил в расцвет национальной культуры, счастливое будущее родного народа. Современных читателей не оставит равнодушными наследство поэта, так как, как писал Дмитрий Павлычко, “Антоничева поэзия – это неугасающий перстень жизни, который будут передавать из поколения в поколение удивленные читатели, чтобы удивление солнцем и человеком не пропало никогда”.