Произведение за драмой Ивана Кочерги “Свечкина свадьба”

Звенел меч Ярослава в битвах с печенегами, водил Игорь полки на половцев, века татарской неволи вынес наш народ, и сохранил свою душу. И вот пришли и в Киев литовские князья. Измученный вековым ярмом, обескровленный и обессиленный народ не смог сразу дать им отпор, не смог – но и не покорился.

Киев 1506 года. Это уже не воспето в “Ярославе Мудром” светлый, сказочный город, который сияет золотом и огнями. Киев пасмурный и темный, так как людям запрещено даже свечи светить – лишь бы, дескать, не зжечь город, а на самом деле для того, чтобы

ощутили ремесленники, труженники – “черные люди”, что они – холопы, темные, бесправные и бессильные. Однако народ не примирился ни с тьмой, ни с неволей. В пьесе “Свечкина свадьба” И. Кочерга показывает, как из борьбы за право на свет разгорелся пожар народного восстания. Разгневанный ремесленный Подол протестует против “насилия и унижения” гневными восклицаниями: “Угнетатели! Палачи!”, “Не дождется он, чтобы мы ему делали!”, “Довольно уже поругания этого терпите!”, “Пусть свет даст!”. А предводитель и любимец цеховиков Иван Свечка твердо решает, что бы то не было – получить
киевлянам право на свет:

Нет! Довольно уже! Жизнь не пожалею, А привилегии наши возвращу. А не отдаст добром, то возьмем силой. Об зарево благородного их замка, Тогда засветим наши ночники!

К Свечке и его побратимам-цеховикам приставлен воевода, князь Ольшанский, литовский рыцарь. Какой же темный и зловещий их мир, пусть и озаренный множеством свечей! Иван Свечка смело высказывает воеводе протест против запрета света на Подоле и своеволие его слуг, а потом при содействии Гильзы – жены воеводы – приобретает княжескую грамоту об отмене “темного закона” и передает его киевлянам. Теперь княжеская грамота привилегия в руках ремесленников, и все цеха готовят торжественно отметить брак Ивана с Меланкой. В честь Меланки и Свечки Мы цеху засветим свечки! А если кто-то снова посмеет прекословить этому, то:

Грудью и мечом – от ветра и людей Клянемся наш свет оборонять!

А когда на мирный праздник цеховиков своевольно врывается вооруженный отряд и Ольшанский арестовывает Ивана Свечку, цеховики убеждаются, что миром не добиться справедливости…

Свечка – не приверженец кровопролития и сначала старается убедить своих неприятелей в неправоте, и убедившись, что мирные акции не помогут, Иван Свечка призывает весь трудовой Подол к вооруженной борьбе, чтобы силой утвердить правду в жизни:

А теперь на приступ! К оружию все! К воле! К борению! И за ним отправляются на бой с ненавистными угнетателями все ремесленники, так как верят ему, уважают его светлый ум и благородные порывания. А этот юноша до слез трогает своим благородством. Когда ему предлагают волю взамен на княжескую грамоту, Свечка отвечает:

И в самом деле, край? Освободишь меня, да и квиты? Плохо же ты считаешь, воевода, Когда жизнь за грамоту даешь. А кто мне возвратит ту надежду. Почет тот, что я когда-то берег… В моей душе и вдобавок привилегии. когда ему угрожают страшной карой, он мужественно заявляет. Я не боюсь ни смерти, ни пытки И все же тебе не погасить света, Что из тьмы веков и через столько бурь Пронес народ отважный и свободный.

Иван Свечка убежден: не теперь, то в будущем украинский народ зажжет свою свечку воли. Но за эту волю следует бороться, так как

… свечки мирной не вернет страна, что в борьбе ее не засветила…

Какие пророческие слова… Длинный путь и тяжелый прошла наша Украина, как невеста Ивана Свечки Меланка, чтобы сохранить свой огонек стремления к воле, чтобы в тяжелых мучениях выбороть свою независимость и сохранить ее. И хочется верить, что тот огонек будет гореть ясно и освещать нашу дорогу, и согревать наши сердца, и выполнять наши помыслы и действия.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Произведение за драмой Ивана Кочерги “Свечкина свадьба”