Произведение о творчестве М. Вороного

Начало литературной деятельности Н. Вороного приходится на годы учебы в Харькове и Ростове. Первое стихотворение “Не горюй, девушка” появился в 1893 году в журнале “Заря”. С тех пор произведения М. Вороного часто печатались в периодических изданиях, альманахах. И только 1911 вышел сборник произведений Н. Вороного “Лирические стихи”, а в 1913 – сборник “В сиянии мечты”. В Екатеринодаре были напечатаны произведения “Евшан-зелье” (1917), а в Черкассах – “Стихи” (1920). Некоторые свои взгляды на литературу М. Вороной сформулировал

и изложил на страницах “Литературно-научного вестника” (1901). Призывая писателей принять участие в альманахе “С над туч и из долин”, он просит присылать ему произведения “хоть с малой цихою оригинальности, с независимой свободным идеей, с современным содержанием… где бы хоть немножко философии, где хоть клочок сиял бы того далекого голубого неба, которые издавна манит нас своей недостижимой красотой, своей незглибною секретность. Какое раздолье стремится дать поэт для свободной критики!

Ведь эти слова-обращения можно толковать по-разному. Почему большинство не хотела видеть, что у

художника единственное желание – показать украинскому читателю образцовый альманах, чтобы там были произведения, которые можно поставить вровень с лучшими европейскими образцами. В своем обращении, в письмах к многих авторов М. Вороной просит присылать произведения высокого эстетичного звучания, изящной, совершенной формы, поэта вроде меньше интересовал их социальный, гражданский сторону. Могло показаться, что Вороной призвал к бегству от реальной жизни. Именно так некоторые и воспринял это выступление М. Вороного. С. Ефремов назвал его манифестом украинского модернизма. А вульгарно-социалогични исследователи склонны считать, что здесь Вороной провозглашал лозунг “чистого” искусства, “его устами говорит интеллигент буржуазного типа, хочет убежать от реальной жизни, от борьбы в мир мистики и фантазии”. Конечно, можно воспринять ориентационно просьбу составителя направляться альманаха произведения, в которых дышит “настоящая душистая поэзия”, не “перепевает старые сбиты пение… с харчанням, загвоздка и свистом, а свободная и чистая штука”, на “эстетический сторону произведений должно быть обращена наибольшее внимание. Будущий альманах должен дать читателю покой, отдых “для страждущих, отчаявшейся души современного интеллигента”, нести любовь и тихую радость “для его озлобленной, измученной души”. Именно отсюда и вытекает “апологет украинского декадентства”, проповедник “чистого” искусства.

И. Франко назвал Вороного “идеалистом непоправимым”, который требует от авторов:

Песен давайте нам, поэты, Без тенденциозной приметы, Без социального соревнования, Без всемирного страдания, Без нарекания над толпой, Без громогласно к бою…

В ответ на “Послание” М. Вороной написал стихотворение “Ианови Франко “, в котором еще раз здекларував собственные яогля-ды на поэзию и задачи поэта. Не звал он художников к бегству в заоблачные миры. Поэт считал, что настоящее искусство должно сообщаться с борьбой за счастье человека, по ее гармоничное развитие, о духовном росте:

О нет! Я, взяв в руки оружие, Иду за гением в бой. Рубаюсь с врагом, пою, В песнях к бою призываю Всех тех, что вялые га немощны, ли под укрытием спят безразличны

Настоящий тает, по мнению М. Вороного, не имеет права “тояты стороне окружающей действительности. Его “душа желает сбросить путы”, “желает широкого пространства”, ищет отрады и забвения. “Жизнь грязное, жизни ничтожно забыть и пизнать надземное. Только слова высокой поэзии рождающейся по независимым законам творчества, “бремя жизни сбрасывают и душу раем вдохновляют”, – только такая поэзия не оставляет человека равнодушным. Не звал М. Вороной убегать от реальной жизни в мир мистики, не проповедовал безыдейности в искусстве.

Нет оснований считать, что И. Франко резко осудил М. Вороного. Правильные выводы, по нашему мнению, сделал Г. Вервес: “У нас нет оснований утверждать, что призывы Вороного о чистое небо поэзии, расширение ее выразительно-эмоциональных средств воспринимались И. Франко как декадентские. Ничего подобного в статье “Принципы и беспринципность”, и во вступлении к поэме “Лесная идиллия”, посвященной Вороному, преобладают скорее разъяснительные ноты… “.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Произведение о творчестве М. Вороного