Пример школьного сочинения: Человек и природа в творчестве М. Т. Рыльского
Синеглазая Украина, живописная Украина!.. Как только не называют наш волшебный край! Природа Украины заманчивая своим богатством, магическая в своей обворожительности. Немногим посчастливилось сразу познать ее тайны, не всем она раскрывает свои секреты. Лишь одаренные поэтические натуры вводит она в мир чар своей красоты. Только глубочайшим знатокам, самым преданным своим защитникам дает она право попробовать нектар своих щедрых целебных трав, цветов и плодов, лишь их она наделяет своими дарами. Таким почитателем, защитником и большим знатоком
Тот, кто садит ростки клена, Кто дубравы молодежи растит, Сам достоин человеческой любви, Так как живет и работает для столетий.
У Рыльского своя любимая тематика. На протяжении всей творческой жизни светлым аккордом звучит мотив любви к Отчизне, к своему народу, его культуре и языку. Нас пленит влюбленность Максима Рыльского в человека, в красоту природы. Несколько
Скажи сквозь мучения: я человек! Обрадуйся сквозь горе: я с людьми! Когда тревоги жизненной… Прошла буря – и солнце засияло, Радуга улыбнулась в ясном небе, Лучи в каплях прозрачных заиграли И тучи в одеяния блестящие одело, И мир встрепенулся языком возбужденных птиц.
Большое уважение к природе поэт показывает каждым сборником своих произведений. Большой любовью к природе пронизаны его стихотворения “Под осенними звездами”, “Розы и виноград”, “Голосеевская осень”, “В тени жаворонка”, “Яблоки поспели” и др.
В сборнике “Под осенними звездами” все четче проступает проблема: герой и мир. Герой любит и понимает природу. Он тянется к книге, гармонии, миру высоких чувств, исповедует культ красоты. Но ежедневное бытие преисполнено действий, далеких от идеала. Трагично воспринимает герой гибель красоты. Грязный мир, преисполненный пьяного шума и смеха, не может принять красоту как норму человеческой жизни. Поэтому и виден взрыв безнадеги, ощущение неотвратимого конца:
Эй, вина! Утонем навеки В греховной, пьяной суете! Расскажите музыканты, Как красота умирала на кресте.
Столкновение героя, влюбленного в идеал, с миром, который этот идеал разрушает, становится основой целого “сюжета” – течения мыслей и чувств, которые приводят к отторжению героя от мира. В стихотворении “Яблоки доспели” поэт любуется садом, где ветви гнутся под весом плодов, налитых соками, взгляд художника радуется красотой осенних красок:
Эй, поля желтеют, и синеет небо, Плугарь в поле едва виден…
В стихотворении речь идет о красоте, душевной полноте, гармонии человеческих чувств, о мужестве юных сердец. Лирический герой прощается и, может, навсегда, со своей любимой. Искренней человечностью веет от последней строки, которая давно стала крылатым выражением: “Умеет расставаться тот, кто умел любить”. Боль разлуки. Тем не менее, ни одного слова укора не произносят уста героя, хотя печаль сжимает грудь. Эти его чувства поэт передает развернутым сравнением: “А теперь в сердце что-то дрожит и играет, как дрожит на солнце ветвь золота”. Светлым чувством живет лирический герой миниатюры “Поле чернеет. Проходят тучи….”. Сердце его светится радостью: пришла весна! Ощущается, что он влюблен в родную землю, что он любит жизнь. Разве можно безразлично созерцать весеннюю красоту родного края? Поэтому и вырываются из груди слова вдохновенной любви: “Земля! Как тепло нам с тобой”. Вся поэзия Рыльского с ее прозрачными тонами и красками наполняет сердце читателя радостью жизни. Творческая жизнь Максима Тадеевича последних лет – высочайший расцвет его таланта. Это восхождение на художественные вершины стало возможным благодаря глубокому проникновению певца в сущность народной жизни.