Основные черты поэтического стиля М. Рыльского

Перед тем как перейти к характеристике поэтического стиля Максима Рыльского, учитель обращается к классу с просьбой объяснить, что мы понимаем под индивидуальным стилем писателя. Ученики из предыдущих уроков вынесли немало знаний и наблюдений над индивидуальным стилем поэта. Чтобы охарактеризовать стиль писателя, необходимо учитывать, с одной стороны, темперамент, мировоззрение писателя, его эстетические предпочтения и, с другой – образы людей, события, факты действительности, которые он отбирает, обобщает, дает им оценку, а также типичные

для него художественные средства, особенности его языка. Особенности стиля проявляются как в содержании, так и в форме художественных произведений. Разнообразие индивидуальных стилей свидетельствует о богатстве талантов в народе, который их породил, о многогранности жизни, отраженной в литературе.

Каковы же основные черты индивидуального стиля Рыльского периода его поэтической зрелости? Стиль Рыльского, как и сам поэт, все время был в движении, развивался. “Простоту радостную взяв за закон”, поэт стремился достичь (и достигал) пушкинской ясности и “неслыханной простоты”, гармоничного слияния идеи и образа,

содержания и формы. Вот эстетическое кредо поэта: “Лишь дойдя склона века, поэзию я понял как простоту такую большую, такое единение точных слов, когда ни тщетной позолоте, ни всяким уловкам тонким нет места… В сердце чистом и горячо, когда эпитет бьет стрелой в самую глубокую суть, когда дорогой прямой тебя метафоры ведут… (“Поэтическое искусство”).

Великому мастеру художественного слова, который в совершенстве владел всеми формами классического стихосложения, была ненавистна игра в слово, формалистические выверты. Все художественные средства поэта определялись его эмоциями, мыслями:

“Слова должны быть покорны Чувствам и помыслам твоим И рифмы должны быть верны как друзья в подвиге святом” (“Поэтическое искусство”).

Характерной особенностью поэтического стиля Рыльского является органическое сочетание многогранного видения мира, неповторимость и красота эмоций и глубина размышлений над явлениями действительности. Поэт много путешествовал, встречал разных людей, а главное, имел высший дар – дар понимания человека. Конкретный материал действительности постоянно питал сердце и воображение поэта, был той почвой, на которой произрастали глубокие политические, философские и эстетические размышления Рыльского – вроде стихов “Мосты”, “Розы и виноград”. Не случайно одним из наиболее распространенных и любимых лирических жанров Рыльского является медитация. Немало стихов поэта своей идейной остротой и художественной формой тяготеют к публицистике. В стихах этого жанра поэт продолжает публицистические традиции Тараса Шевченко, Ивана Франко (“Товарищам из тюрьмы”), Леси Украинки (“Предрассветные огни”), а также своих любимых российских поэтов Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, а из своих старших современников – Владимира Маяковского.

Публицистический струя не накладывала на поэзию Рыльского отпечатков декларативности, ибо поэт в основном “уравновешивал” публицистику образным, художественным воспроизведением мыслей и чувств нашего современника. Остро-политические, публицистические по своему характеру стихи (“За мир”), стихи-послания (“Народам мира”, “Бойцам Южного фронта”), стихи-гимны ( “Партия”, “Слово о Партии”, “Слава русскому народу”) и многие другие – это образцы лирики. С особым уважением и любовью поэт пишет о людях свободного творческого труда. Поэт славит труд, “Ибо только из труда вырастает подвиг, ибо только по труду родятся герои, ибо только по труду гений предстает” (“Триптих о кобзарях”).

Рыльский опоэтизировал труд чабанов и свинопасов, народных селекционеров и трактористов, ученых и поэтов, артистов и народных кобзарей, создал много замечательных портретов людей нашего времени. Примером могут быть стихи “Тодось”, “Новые люди”, циклы “Путешествие на Закарпатье”, “Щедрость”. Великий поэт был влюблен в красоту природы, имел наблюдательный взгляд художника и разум ученого, который думает о сохранении и умножения красоты и богатства родной земли. Пейзажные рисунки Рыльского часто “оживлены”, персонифицированы. Природа будто “собеседник” поэта, перед которым он выражал свою радость и свою печаль. Тонкое многогранное ощущение природы, которое, например, нашло свое могучее проявление в стихотворении “Тоска по молодости”, свидетельствует о большом сердце поэта, красоте и неповторимость его эмоций.

Максим Рыльский умел опоэтизировать обычное, обыденное, увидеть в нем красоту социалистической жизни. Так, величие советской Родины раскрывают детали, возвышенные талантом поэта до уровня символов: “удар молотка и руль тракториста неутомим, и скалы разбиты, и покорна река, комбайны и домны” (“Моя Родина”). Во многих своих произведениях поэт достиг гармоничного единства содержания и формы. Его мастерство, как и каждого выдающегося писателя, – это не сумма готовых художественных приемов, а высокий уровень идейно-художественного изображения действительности. Рыльский умеет преподнести важнейшие идеи времени по-своему, воплотить их в оригинальные образы яркими художественными средствами. Максим Рыльский имел свои любимые темы, разработке которых он уделял больше внимания. Чтобы раскрыть любимые темы, он ищет и находит интересные факты прошлого и настоящего, своим талантом возвышает их до уровня символов – образов большой обобщающей силы. Поэт создает лирические портреты рядовых людей нашей страны, которые своим трудом приближают “сияние такого дня, которому душу я готов отдать” (“Записная книжка”). Утро и день, весна и лето, теплые дни сбора винограда – это символы больших этапов в жизни нашей страны.

Своим творчеством М. Рыльский доказал неувядаемость и красоту такой формы стиха, как сонет. Эта строгая форма, не терпящая слова лишнего, служит у Рыльского, в частности, для создания лирических портретов выдающихся деятелей культуры (“Франко”, “Два сонета о Горьком”), для размышлений об искусстве (“Сикстинская мадонна”, “Афродита Милосская”) , для выражения важных политических мнений (“Неугасимая заря”, “Весна человечества”). Поэзия Максима Рыльского чрезвычайно богата жанрами. В лирике – гражданские (политические) стихи, стихи-порт, стихи-размышления, песни, пейзажные рисунки. Поэмы его всегда имеют лиро-эпический характер. Написанная во времена тяжелых испытаний народа, поэма “Жажда” своим разнообразием размеров и стилевых переходов напоминает поэму Тараса Шевченко “Гайдамаки”.

В украинской литературе М. Рыльский занимает выдающееся место как мастер языка. Он прекрасно владел живым языком народа, создавал на его основе новые лексические формы. Примером могут быть вышеприведенные сложные эпитеты, а также новые глаголы, существительные и т. д. Так, о дружеской встрече композиторов Лысенко и Чайковского в Киеве поэт говорит: “Высокий дух их благороден” (“Над Днепром”), а созидательный труд советских людей поэт характеризует неологизмом: “Человек превращает в сад пустыню…” (“Весенние воды”). Национальное своеобразие поэзии Рыльского в богатой красочной речи, в широком использовании образов и художественных средств фольклора и развития лучших традиций писателей-классиков, в создании национального характера украинской советской эпохи. Целесообразно на уроках, посвященных изучению стиля писателя, проводить сопоставления близких по идейно-тематическому содержанию произведений разных авторов. Это приучит учеников видеть не только то, что сближает, но и то, что отличает стили поэтов.






Твір на тему чи потрібна сучасній людині гідність.
Основные черты поэтического стиля М. Рыльского