Осуждение войны в поэзии Александра Блока
В отличие от большинства писателей-модернистов Блок с самого начала осудил империалистическую войну. Это проявилось уже в том, что он почти совсем не откликнулся на нее, если не считать два стихотворения, прямо относящиеся к теме войны (“Петроградское небо мутилось дождем”, “Коршун), и некоторые отзвуки в других стихах. Основные мотивы в этих произведениях – бессмысленная гибель людей –
Эта жалость – ее заглушает пожар. Гром орудий и топот коней. Грусть – ее застилает отравленный пар С галицийских кровавых полей… –
Наиболее Значительным произведением Блока предоктябрьской поры является поэма “Соловьиный сад” , в которой подведен “своеобразный итог размышлениям Блока о жизни и о самом себе” . В стихотворении 1908 года “Май жестокий с белыми ночами” Блок писал, что для человека всего “достойней за тяжелым плугом в свежих росах поутру идти!”. В “Соловьином саде” тема труда развивается на новой философской
Пусть укрыла от дольнего горя Утонувшая в розах стена, Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна! И герой поэмы оставляет сад.
Блок, однако, беспощаден к своему герою, который изменил жизни. Измена дорого ему стоила: он остался в одиночестве, его место в жизни уже занято:
А с тропинки, протоптанной мною, Там, где хижина прежде была, Стал спускаться рабочий с киркою, Погоняя чужого осла.
В то же время “Соловьиный сад” полемически направлен и против тех поэтов – “чистых лириков”,- которые проповедовали теорию изолированного наслаждения счастьем. Особенно важно то, что Блок здесь прямо полемизирует со своим учителем – Фетом, в частности с его стихотворением “Ключ”, а также балладой “Соловей и роза”. “Написанный… в преддверии революции, “Соловьиный сад” содержит в себе приговор всему самому заманчивому, самому упоительному, самому, казалось бы, поэтическому, что могли предъявить апологеты старого мира в канун его крушения” .
Художник, писал Блок, “должен честно смотреть, а смотреть художественно честно, значит – смотреть в будущее”. Сам он смотрел именно так. Чем ближе было к моменту свершения социалистической революции, тем яснее – относительно! – понимал поэт некоторые стороны социальной и общественной жизни. Он приветствовал февральскую революцию, но расценивал ее лишь как начало больших событий, как прелюдию к более серьезным свершениям.