Трагические черты города в ранней лирике Маяковского

Сквозь экстравагантные формы стихотворений проступают трагические черты капиталистического ада, города-убийцы, города-неволи, город-развратник. Город (“Утро”, “Из улицы в улицу” и др.) выявляет суть жизни – смесь материального достатка и богатства, человеческой и духовной бедности. Лирический герой раннего Маяковского противопоставляет себя окружающему его миру. Он заявил о себе впервые в стихотворении с названием-вызовом “А вы могли бы? “:

Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде

студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Мир текста определяется предметами. Все существительные легко делятся на две группы:
в одной – слова бытовые, обиходные (“блюдо”, “студень”, “карта”), в другой – из области музыки и цвета (“краску”, “ноктюрн”, “флейта”). За каждой из них стоит осмысление-разделение:

“поэтическое” – “непоэтическое”. Каждый мир в жизни (поэзия – проза) имеет своих поклонников. Лирический герой – “Я” выбирает вольный,

бушующий океан, в блюде студня видит его таинственные очертания, и ему ничего не стоит сыграть на водосточной трубе ноктюрн. “Я” не отгорожен от будничной жизни – просто он умеет ее преображать, расцвечивать, обогащать А вот “Вы” живут иначе, видят вещи такими, какие они есть

Это стихотворение – микрокосм раннего Маяковского Оно дает движение двум самым главным образам творчества: “Я” с его “острым зрением” и тяготением к яркому, солнечному миру океана, кораблей, звезд, диковинных птиц, страусов и “Вы”, наделенного “куцым зрением”, избирающего дома-скорлупки, дачки, счет в банке, студень, борщ. Первый образ почти всегда героизирован в противостоянии миру пошлости, второй-остросатирический Конфликт “Я” и “Вы” носит пока романтический характер, хотя обусловлен размежеванием реальным.

Период первой мировой войны обозначил новую веху в творчестве Маяковского. Его лирический герой ощущает одиночество, непонятность. Его попытки достучаться до обывателя трагичны. Он хочет спастись юмором и предлагает парикмахеру причесать ему уши, а гладкий парикмахер становится вдруг “хвойным”, злым (“Не понимают!”) Хочет разорвать одиночество и кричит: Послушайте!

Ведь если звезды зажигают – Значит, это кому-нибудь нужно? Лирический герой Маяковского не хочет изоляции от большого человеческого оркестра. Сквозная метафора “люди-оркестр” в стихотворении “Скрипка и немножко нервно” выявляет позицию “Я”, которому хочется преодолеть оставленность всеми, побрататься с любым, кто ему поверит, хоть с нежной скрипкой, “выплакивавшей” свое одиночество без слов, без такта. Отчаяние свое лирический герой выражает резко, грубо, иронично. В стихотворении “Нате!” ирония переходит в гротеск: “Вы” – не люди, а “обрюзгший жир”, у мужчин – “в усах капуста”, “женщины смотрят устрицей из раковин вещей”. Зато свое сердце поэт сравнивает с хрупкой, трепетной бабочкой (“бабочка трепетного сердца”), которую толпа, “стоглавая вошь”, может легко раздавить.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Трагические черты города в ранней лирике Маяковского