Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии – ее патриотизма, гражданственности и гуманности. Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин”- это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.

Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные

Тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся

Дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым

искусством”.

Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства

Превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству

Необратимой потери человеческих и творческих ценностей и

Далее(в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у

Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к

Пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской

Позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный

Поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в

Общественной

жиэни. Скорее всего

Речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе человека. В споре

Нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в

Жизни общества настолько значительна, что требует от него

Не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу 19 века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего,

Истерзанного, угнетенного народа

(“Вчерашний день, часу в шестом…”). Муза Некрасова не только сочувствует,

Она протестует и зовет к борьбе.

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира-

Чему достойнее могла служить бы лира?…

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал

Его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил

Всех тех, кто страдал от насилья”.

Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни.

Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой

Напевностью, повторами, присущими народной песни.

В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую ” заглядеться

Не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В

Настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко

Тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-

Крестьянки:

“будет бить тебя муж-привередник и свекровь втри погибели гнуть”. Конец

Стихотворения полон грусти

( “и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка-

Образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка

Почтовая”), это всегда образ свободы, воли,

Символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит

Мотив: счастье – это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.

В стихотворение “Размышление у парадного подъезда” преобладает эпическое

Начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-

Просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными,

Индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый

Поэтический образ: “деревенские люди” , “армячишко худой на плечах”, “крест

На шее и

Кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское

Обращение к “владельу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-

Патетически (“Пробудись… Вороти их! В тебе их спасенье!”), то скорбно и

Гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то

Зло

И иронично (“и сойдешь ты в могилу…герой”).

В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино.

История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне

Убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…”) .

Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится

Определенного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая

“покоянная лирика”-

“Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя”. Именно

Некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического

Разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует

Высокому идеалу поэта и человека.

Умру я скоро…Жалкое наследство,

О родина, оставлю я тебе…

Особое место в “покоянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в

Поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в

Себе боль о человеке, боль о России ( “На смерть Шевченко”, “Памяти

Добролюбова”, “Пророк”). Народный заступник – страдалец, идущий на жертву.

Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые

Проносятся “звездой падучей”,

Но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников”

Проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, но жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

По – новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел

Вниманием ту “прозу”,

Которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой

Героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей…”).

Отношения между любящими стали в лирике Некрасова

Более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои

Часто не понимают друг друга,

И это непонимание омрачает их любовь.

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье, взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Трагическое восприятие жизни, сострадания ближнему, беспощадная рефлексия и

В то же время безудержная жажда счастья – вот отличительные черты поэзии

Некрасова.






Актуальність поеми кавказ у наш час.
Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова