Образ Руси в поэзии С. А. Есенина
Во все века художники, писатели, поэты, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать свой неповторимо-индивидуальный образ России, Родины. Для Есенина родной край – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии. Это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие крестьянского говора, с красочным миром природы:
Изба крестьянская,
Хомутный запах дегтя,
Божница
Лампады кроткий свет…
В стихотворении “В хате” каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта. К ним герой относится бережно и трепетно, так как это и есть та малая родина, где его корни, любовь к которой он пронесет через всю жизнь:
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Деревня стала для Есенина религией, а русская изба – своеобразным храмом. Поэт готов отказаться даже от библейского рая во имя своей родины:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину
Характерно то, что образ Руси у Есенина не статичен – с годами он меняется, как меняется и сам Есенин. Толчком к этому послужили исторические события, изменившие всю жизнь России. Романтический образ “голубой Руси” постепенно изменяется и вытесняется образом Руси советской.
В “Руси Советской” показано, что революция резко повернула жизнь деревни, разрушая многовековой уклад быта, так любимый поэтом. Вернувшись в родное село, лирический герой уже со стороны смотрит на жизнь односельчан. Он приемлет все, но, принимая новую Родину, не видит места для своей лиры, для “своей Руси”:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
И все же утверждая новую, стальную Русь, поэт все-таки слышит в звуке мотора лай, а в скрипе тележных колес – песню. Не в силах ужиться с этой новой реальностью, с новой Россией. Герой счастлив лишь воспоминаниями о “своей” “голубой Руси”, дышащей запахами “меда и роз”:
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз…
И все же, несмотря на это, поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней – о России. “Чувство родины – основное в моем творчестве”, – говорил поэт.
Образ Руси в лирике Есенина несомненно меняется, как и сама жизнь в стране, как ее облик. Но в то же время мы видим, что остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье “дышать и жить” в этой стране. И заслуга Есенина в том, что он сумел пронести свое сокровенное чувство через всю жизнь и остался верен “стране березового ситца” до смертного часа.
Схожі твори:
- Любовная лирика в поэзии С. Есенина Все стихи С. Есенина, от певучих и нежных стихов о стране “березового ситца” до тревожных раздумий о судьбах России в “суровые грозные годы”, каждый образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Любовь к родине в лирике С. Есенина связана с воспоминаниями […]...
- Признание в любви к Родине в поэзии С. А. Есенина Стихи Есенина всегда и для каждого человека будут полны той неизмеримой прелести, которая отличает для истинно русского человека истинно русские стихи. И любовь к Родине здесь – не прокламация, не призыв к оружию или к перу, а просто тихое и трепетное созерцание родного края, в котором каждый вздох, каждый жест, каждый взгляд означают это выражение […]...
- Жизненная мелодия поэзии Сергея Есенина Есенин принимает жизнь с ее противоречиями, неустройствами, наконец – То успокоившись, “утихнув”, и “душой бунтующей навеки присмирев” (“Русь Советская”, 1924год). Так, например, в стихотворении “Видно, так заведено На веки…” (1925год), Есенин говорит о своем душевном успокоении: “Видно, так заведено на веки К тридцати годам перебесясь, Все сильней, пожженные калеки, С жизнью мы удерживаем связь. Милая, […]...
- Сочинение: Разноликость поэзии С. Есенина Поэзию Сергея Александровича Есенина нельзя назвать монотонной, она скорее разноликая. На разных этапах своей жизни Есенин выбирает абсолютно непохожие темы для своих стихов. В жизни Есенина были периоды тяжелых противоречий, глубокого душевного отказа, когда жизнь казалась ему невзрачным явлением. В этот период он писал о “черном ужасе”, о “каменных руках”, о голосе, превращающемся в предсмертный […]...
- Художественное своеобразие поэзии Есенина Поэзия Есенина действительно необычайно образна. Для нас: светит луна, и свет ее падает на крышу деревенской избы. Для Есенина: “Чистит месяц в соломенной крыше обоймленные синью рога”. Какие только воплощения и перевоплощения ни происходят в его стихах! Луна превращается в кудрявого ягненка, в желтого ворона, медведя, жеребенка, пастушеский рожок, лошадиную морду и т. д. и […]...
- Родина в поэме Есенина “Анна Снегина” Тема Родины – главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края присутствует во всех его стихах. Написанная в 1925 году поэма “Анна Снегина” отражает впечатление Есенина от поездок в родное село Константиново в летние месяцы 1980 года. Главная тема поэмы – Октябрь в деревне. Есенин просто не […]...
- Произведения Сергея Александровича Есенина Поэт видит спасение в возвращении домой, только на природе, в необъятных родных полях может обрести он душевное равновесие, успокоенность. Но и деревня теперь всколыхнулась, пришли кардинальные перемены, и Есенин пытливо всматривается в лица земляков, вслушивается в их немудреные речи. Вот вижу я: Воскресные сельчане У волости, как в церковь, собрались. Корявыми, немытыми речами Они свою […]...
- Трагическая философия поэмы Сергея Есенина Поэма Сергея Есенина “Черный человек” предельно остро выражает все то, что мучило его на протяжении многих лет – душевное противоречие, невозможность примириться с самим собой, понять себя. Его поэма является итогом всего его творчества, она создавалась автором на протяжении нескольких лет. Поэт В. Наседкин, муж сестры Есенина, писал: “над “Черным человеком” Есенин работал два года. […]...
- О стихотворении “Письмо к женщине” С. А. Есенина Нежную, яркую и напевную лирику С. А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство. Его любовная лирика полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать […]...
- Тема Родины в творчестве С. А. Есенина Тема Родины – главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его поэзии. Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике “Радуница”) автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная!”, написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт […]...
- “Ты такая же простая, как и все” (по творчеству С. Есенина) Имя Сергея Есенина хорошо известно любителям поэзии. Его лирика никого не оставит равнодушным. Она проникнута горячей любовью к родине, к природе. Любовная лирика заслуживает отдельного разговора о творчестве поэта. Радость встречи, тоска разлуки, порыв, грусть, отчаяние – разнообразные переживания отразились в лирике поэта. Любовь поэта… У Есенина она целомудренно-прекрасна, светла и трагична, озарена надеждой, родниковой […]...
- Народность лирики Сергея Есенина Величайший русский поэт, удивительно музыкальный, народный в самом истинном значении этого слова, Сергей Есенин, как никто другой, повлиял на русскую культуру. Он прожил всего тридцать лет, но сделанное им даже трудно оценить. Уроженец села Константинова, Сергей Есенин с детства слышал множество народных песен и частушек, знатоком которых был его дед. Множество песен и сказаний знала […]...
- Можно ли сказать, что русская культура является европейской и почему (c XX-XIII века крещения Руси и по период киевской Руси)? Культура – явление, которое непрерывно связано с жизнью каждого человека на земле. Именно благодаря ей люди находят общие интересы, развивают свое мировоззрение и духовную сторону жизни. Культура влияет на такие сферы жизни, как формирование общества, развитие речи и даже прогресс. Стоит сразу отметить, что у каждого народа своя собственная культура, в некоторых городах и странах […]...
- Анализ стихотворения Сергея Есенина “Спит ковыль. Равнина дорогая” Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, чьи произведения знакомы каждому с раннего детства. Его лирика отличается откровенностью, эмоциональностью, напевностью, многие стихи его были переложены на музыку известными композиторами. Литературный дебют Есенина состоялся в 1916 году с выходом сборника “Радуница”. Несмотря на то, что Есенин неожиданно и стремительно ворвался в литературу, он был принят. В […]...
- Мое понимание пейзажной лирики Есенина Мы все любим родную природу. Наверное, мы рождаемся с этим чувством, ведь человек – часть природы, а как можно не любить и не восхищаться тем, частью чего являешься ты сам? Мы можем часами любоваться красотой заходящего солнца, восхищаться необыкновенными красками, которыми окрашивается мир летним утром, с замиранием сердца вглядываться в звездное ночное небо, вслушиваться в […]...
- Глубина поэтического мира С. А. Есенина Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка родных мест, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто погружался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками. Есенин говорил, что его лирика живет любовью […]...
- Пейзажная лирика в поэзиях Есенина Типичный пейзаж раннего Есенина словно подернут дымкой. Его трудно представить без “охлопьев синих рос”. Краски приглушены, смягчены. На полыхающие зори мы смотрим сквозь курящиеся туманы. Сквозь синий туман видим и “красные крылья заката”. Есенин вообще любит восходы и закаты за их перламутровую нежность, выходя на натуру, будто на рыбалку: либо на рассвете, либо ранним вечером. […]...
- Любовь к России в творчестве Есенина Словом, силою вещей, как говаривали в XIX веке, Есенин вырос хотя и в деревне, но все-таки несколько в стороне от ее каждодневных забот о хлебе насущном, и, может быть, именно это, казалось бы, сугубо житейское обстоятельство и помогло ему, “схватив” “цветовую радугу”, принести в русскую поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками – […]...
- Гуманность в произведениях Есенина Потрясающая душу человечность русской классической литературы, ее “лелеющая душу гуманность” живет в поэме Есенина. Отказ от участия в кровавой бойне не поза, а глубинное выстраданное убеждение. Изменения в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы – в рассказе возницы, да и в самом облике этого персонажа, по-своему умного и нахального, особенно в сцене […]...
- Эволюция мотива двойничества в творчестве Сергея Есенина В контексте изучаемого феномена двойничества, с наибольшей остротой Обнаружившегося на рубеже XIX-XX веков, мы обратимся к творчеству Сергея Александровича Есенина, в художественном сознании которого данный феномен Актуализируется особенно ярко. Мы попробуем проследить эволюцию Двойничества от ранней лирики Есенина до его заключительного произведения “Черный человек”. Основной чертой, неким стержнем всего творчества Есенина была его Трагедия – […]...
- Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа Кому на Руси жить хорошо – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их – найти “счастье мужицкое”.В поэме решается самый главный вопрос о современности: “Народ освобожден, но счастлив ли народ” Возникает […]...
- Какова роль притчи “О двух великих грешниках” в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”? Притча “О двух великих грешниках” входит в состав главы “Пир на весь мир”. “Древняя быль” – один из наиболее социально острых эпизодов эпопеи ” Кому на Руси жить хорошо “. Начинается притча с описания бесчинств Кудеяра, жестокого разбойника. Он ворует, грабит, похищает людей. Ему нравится такая жизнь. Но вот однажды в нем пробудилась совесть, опостылела […]...
- Образ Украины в поэзии П. Грабовского Трагическая оторванность Грабовского от Украины не сломила его воли и решимости работать для нее. Доминирующим мотивом его поэзии стала судьба Украины, ее неволя. Интересно, что эпиграфом к первому сборнику с символическим названием “Подснежник” поэт взял четыре строки из стихотворения “Поэтам Украины”. Народ, брошенный на нужду, Народ, годами во мгле, Должен казнить черты родные, Бесследно стереться […]...
- Проблема народного счастья в поэме М. О. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэму ” Кому на Руси жить хорошо ” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству. В центре поэмы – собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и […]...
- Художественная проза Киевской Руси XI-XIII вв СЛОВО О КНЯЗЬЯХ-литературный памятник, традиционно относимый к XII в и встречающийся в рукописях под заглавием “Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба”, “Слово похвальное на перенесение святых страстотерпец Бориса и Глеба ”, “Неделя 18 п6 всех святых Слово о князьях” Поводом к написанию произведения послужили княжеские усобицы, раздиравшие Русь Основной его пафос состоит в […]...
- Образ русской крестьянки в поэзии Некрасова В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств. Поэт воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях. Наиболее полно этот тип женщины раскрыт Некрасовым в поэме ” Кому на Руси жить хорошо ” в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Она рассказывает обо всех житейских тяготах русской крестьянки: деспотизме семейных отношений, […]...
- “Народный заступник” Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем […]...
- Пролог поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Вся поэма Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо ” – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова здесь важен сам процесс, важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. […]...
- Образ певца Орфея в поэзии Цветаевой Образ мифического фракийского певца Орфея, создателя музыки и стихосложения, привлекал М. Цветаеву своей трагической судьбой, которая чем-то напоминала ей свою собственную. В декабре 1921 года, когда создавалось это стихотворение, душа поэтессы разрывалась от тревоги не только за то, как сложится ее дальнейшая жизнь – вспомним, что была почти прервана связь с мужем, Сергеем Эфроном, оказавшимся […]...
- Революция и поэт на примере творчества Есенина Революцию Сергей Есенин принял, по его собственному признанию, весьма сочувственно, хотя и с мужицким уклоном – сотрудничал с эсерами, правда, не как политик, а как поэт. Ориентация на эсеров была сознательным выбором, ибо Есенин полагал, что революция сделает Россию великой Крестьянской Республикой – страной Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего Мира. Сказать, что сочувственное […]...
- О жанре и стиле поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Вообще, говоря, о жанре и стиле ” Кому на Руси жить хорошо “, надо иметь в виду большую во многих отношениях близость поэмы Некрасова к прозаическим повествовательным жанрам, чем к поэмам, в частности к лиро-эпической поэме 20-30-х гг. XIX в. Авторы обоих произведений использовали весьма емкую жанровую форму – форму путешествия, позволяющую в любой последовательности […]...
- Художественное своеобразие поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма ” Кому на Руси жить хорошо ” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все проблемы, которые волновали, использованы высшие его художественные достижения. Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: […]...
- Жанр поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов назвал ” Кому на Руси жить хорошо ” поэмой. Однако она в жанровом отношении не была похожа ни на одну из известных русских поэм. “Кому на Руси жить хорошо” – народная героическая поэма. Некрасов объединил черты трех жанров: “крестьянской” поэмы, изображающей жизнь мужика, сатирического обозрения, рисующего врагов народа, и героико-революционной поэмы, раскрывающей образы борцов […]...
- Мотив голодной жизни крестьянства в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” ” Кому на Руси жить хорошо ” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была […]...
- Философские вопросы бытия в лирике С. А. Есенина В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот ми? Есенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы, поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между […]...
- Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина Борьба между темными и светлыми сторонами души поэта особенно ярко Выражена им в книге стихов “Москва кабацкая”. Она состоит из двух резко Контрастных по своему содержанию циклов, – “Москва кабацкая” и “Любовь Хулигана” (1922-1923 года). Цикл стихов “Москва кабацкая” пронизан ощущением неразрешимых Пртиворечий жизни, безысходного отчаяния, тоской. В этом цикле Есенин Изображает “дно” послеоктябрьской жизни, […]...
- Образ современного героя-патриота в поэзии Арагона “Легенда о Габриеле Пери” написана с той простотой, которая является извечной приметой зрелого мастерства. За ней скрывается высокая культура слова и та беспредельная глубина образа, что вызывает в читателе множество ассоциаций и. впечатлений. За “Легендой” Арагона стоит Франция, многовековая культура, великая традиция народного искусства. В миниатюрных катренах этого стихотворения коммунист, погибший за родину, вырастает в […]...
- Тема: – “Сердце народное” в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма ” Кому на Руси жить хорошо ” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для народа. Единственный судья для поэта – народ. Он и прославляет, и осуждает его за то, что он забитый, непросвещенный, за то, что он […]...
- Образ матери в современной поэзии А. Малышко, Б. Олейника, В. Симоненко Тема материнства – одна из самых популярных в украинской литературе. К величественной оде, спетой матери Тарасом Шевченко, с годами приобщались новые и новые голоса. Нет, вероятно, ни одного украинского писателя, который бы не вспомнил с признательностью родную мамочку. Ведь мать – это первооснова жизни. Именно эту мысль отстаивал в своей поэзии Андрей Малышко. Корни глубокой […]...
- Фольклор в поэме в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени. Поэма Кому на Руси жить хорошо – это эпос, изображающий жизнь русского народа во всей полноте и многообразии. В своей поэме […]...