Жизненная мелодия поэзии Сергея Есенина

Есенин принимает жизнь с ее противоречиями, неустройствами, наконец –

То успокоившись, “утихнув”, и “душой бунтующей навеки присмирев” (“Русь

Советская”, 1924год). Так, например, в стихотворении “Видно, так заведено

На веки…” (1925год), Есенин говорит о своем душевном успокоении:

“Видно, так заведено на веки

К тридцати годам перебесясь,

Все сильней, пожженные калеки,

С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,

И земля милей мне с каждым днем.

Оттого и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнем…”.

В стихотворениях С. Есенина, относящихся к последнему периоду его

Творчества уже нет той тоски, что рвала сердце на части, лирический герой

Тянется к жизни, к людям. С чувством долгожданного избавления расстается он

С “кабацким чадом”, с былыми муками.

Но лирический герой позднего Есенина лишь внешне выглядит прохожим и

Праздным соглядатаем. Его сердце постоянно мучают вопросы, на которые он и

Не пытается дать ответы, принимая различные позиции и точки зрения. “Русь

Уходящая”,

“Русь бесприютная” и “Русь советская” равноправно предстают в

Поэзии Есенина и вопрос: “Куда несет нас рок событий”? – находит различные

Ответы в рамках различных произведений.

Принимая все новое в жизни, Есенин все же ощущает собственное

Отчуждение от этой жизни. В стихотворении “Русь советская” (1924год) он

Горько осознает:

” … Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец…”

Ощущение того, что жизнь идет мимо него, ощущение одиночества,

Ненужности, мучает и терзает Есенина на протяжении всей его недолгой жизни.

Также не дает покоя ему вопрос о роли и значении его творчества. С

Одной стороны, Есенин уверен в правильности избранного им пути. В начале

1920 – х годов он сам очень высоко оценивал значение своей поэзии, называя

Себя “суровым мастером” и “самым лучшим поэтом” России (“Исповедь

Хулигана”, 1920год), а также, позднее – “первокласнейшим поэтом… в

Столице” (“Мой путь”, 1925год). В своем стихотворении “Стансы” (1924год),

Есенин гордо заявляет:

” … Я вам не кенар!

Я поэт!

И не чета, каким – то там Демьянам.

Пускай бываю иногда я пьяным,

Зато в глазах моих

Прозрений дивный свет…”.

С другой стороны, Есенин ощущает ненужность своей поэзии в стране, ее

Несоответствие действительности. В стихотворении “Русь советская”, он с

Горечью осознает:

” … Моя поэзия здесь больше не нужна.

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен…”

Поэт винит себя за чуждость, бесполезность народу. С новыми критериями

Подходит он теперь к своему творчеству: “Стишок писнуть, пожалуй, всякий

Может…” (“Стансы”). Такие стихи поэт с презрением отвергает, и выносит

Приговор своей поэзии и себе за то, что ничего не поняв “в развороченном

Бурей быте”, замкнулся в своих собственных переживаниях. В стихотворении

“Мой путь” (1925год) Есенин с горечью заявляет:

” …На кой мне черт,

Что я поэт!..

И без меня в достатке дряни.

Пускай я сдохну,

Только…

Нет,

Не ставьте памятник в Рязани”!

Все эти душевные разлады, мучения, сомнения приводят С. Есенина к

Отчуждению его от жизни и от самого себя. Творчество Есенина связано,

Прежде всего, с отражением кризисного сознания современного человека. Оно

Отражает объективные духовные процессы, связанные с феноменом отчуждения и

Самоотчуждения личности, переживающей драму утраты корней, единства с

Природой, миром, людьми.

На протяжении всего творческого пути С. Есенина можно проследить

Творческий феномен самоотчуждения, двойничества. Поэт ощущает себя все

Более и более чужим самому себе, своей собственной сущности, воспринимает

Себя как кого – то другого, на которого он смотрит как бы со стороны. Так,

Например, в стихотворении “Проплясал, проплакал дождь весенний…”

Есенин тяжелее, чем кто – либо другой переживал в самом себе духовную

Болезнь самоотчуждения, осознание существования своего “двойника”, поэтому

Его лирика столь трагически – исповедальная.

Кульминацией трагического накала душевных страстей поэта, наибольшего

Проявления его раздвоенности, отчуждения от самого себя является его поэма

“Черный человек”, окончательно завершенная им в ноябре 1925 года, незадолго

До гибели. Здесь уже не завуалировано, а очень отчетливо проявляется его

“черный двойник”, который не давал ему покоя на протяжении многих лет. По

Мнению А. А. Волкова, есенинский Черный человек – это часть самого поэта,

Его двойник, которому он отдает самое дурное, уродливое, что есть в нем

О. Е. Воронова считает, что в центре поэмы оказывается трагический

Феномен “самоотчуждения”, принимающий характер раздвоение личностного

Сознания. Есенин строит свое произведение, как исповедальный диалог,

Персонифицируя темные, болезненные стихии души лирического героя в образе

Его демонического двойника – “Черного человека”, который терзает свою

Жертву, обвиняя ее во всех смертных грехах: лицемерии, расчетливости,

Распущенности.

Феномен двойничества, проявляющийся в персонификации темных сторон

Сознания Есенина, в поэме “Черный человек” выражен наиболее ярко,

Отчетливо. Ночной гость является лирическому герою не как бесплотный

Призрак его больного, раздвоенного сознания, а как вполне самостоятельный

Субъект. Лишь постепенно, финалу поэмы выясняется что это “двойник –

Самозванец”, оптический подлог зеркального отражения.

Важно заметить, что выявлению природы духовного конфликта героя

Произведения со своим двойником способствует эффект “двойного узнавания”. Лирический герой вначале с чувством внутреннего протеста узнает себя

В неком третьем – “прохвосте и забулдыге”, в “авантюристе”, о котором ведет

Речь ночной визитер. В финале, когда в разбившемся зеркале исчезнет

Дьявольское наваждение, произойдет еще одно – на этот раз действительно

Трагическое узнавание своего второго “Я” в облике исчезнувшего в зазеркалье

Недавнего оппонента. При свете утра станет очевидным, что навязчивый ночной

Гость не противник, пришедший из внешнего мира, а посланник неких

Демонических стихий из глубин его собственной души:

“…Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один…

И разбитое зеркало…”

Финал поэмы толкуется есениноведами по-разному. Одни видят в нем

“надежду на нравственное выздоровление героя”, для других он

Символизирует “разбитую вдребезги жизнь”. Все же предельно суровый

Самоанализ знаменует отчаянную попытку преодоления своего трагического

Раздвоения и обретения цельности. Лирический герой поэмы не только

Переживает процесс трагического самоотчуждения, но и пытается противостоять

Ему.






Цитатна характеристика тараса бульби.
Жизненная мелодия поэзии Сергея Есенина