Образ “маленького человека” и его воплощение в произведениях отечественной классики XIX века
К жизни простого, ничем не примечательного человека обращались в своем творчестве многие писатели, ибо подобный герой существовал во все времена. А. С. Пушкин был едва ли не первым, кто постарался показать истинное существование простого человека. В “Станционном смотрителе” он приподнимает своего героя и показывает, что его внутренний мир намного богаче и привлекательнее мира тех людей, с которыми ему приходится сталкиваться. Любовь к дочери Дуне заставляет его решится поехать в Петербург и там искать ее. Но им так и не суждено было встретиться.
Пушкин пишет, что его герою советовали обратиться к властям за помощью, но он отказался, смирившись со сложившимися обстоятельствами.
Образ станционного смотрителя стал прямым предшественником Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Гоголя “Шинель”. Автор правдиво воспроизводит жизнь ординарного человека – жертвы несправедливого социального порядка. С горячим сочувствием изображается в повести судьба этого “вечного титулярного советника”, предмета
Мотив гуманности и сострадания переплетается в повести с сатирическим обличием бесчеловечности и грубости, царящих в жизни. В образе “значительного лица” воплощена жестокая бюрократическая система, не способная защитить “маленького человека”.
Как Пушкин и Гоголь, к теме “маленького человека” обращался Ф. М. Достоевский в романе в письмах “Бедные люди”. Герой этого произведения, Макар Девушкин – мелкий чиновник, придавленный горем и нуждой. Он переписывается со своей возлюбленной – Варенькой, которой рассказывает о своей трудной жизни.
Форма писем помогает писателю раскрыть внутренний мир героев. Этот мир богат и интересен, внешние обстоятельства не делают героев произведения жестокими и очерствевшими. Герои Достоевского сохраняют чувство собственного достоинства, но жизнь их тяжела и скудна.
Таким образом, можно говорить о том, что тему “маленькому человеку” русские писатели раскрывают по-разному, в разных аспектах, но всех их отличает гуманистический подход к своим героям, утверждение основ справедливости по отношению к “маленькому человеку”.
Схожі твори:
- Образ моря и его художественное воплощение в произведениях отечественной классики XIX века Море – одно из самых удивительных чудес природы. Оно бывает спокойным, ласковым, даже чинным, а бывает грозным, опасным. Много неизведанных тайн хранят в себе морские просторы. Великие поэты XIX века, Пушкин и Лермонтов, нередко в своем творчестве обращаются к образу моря. Обратимся к стихотворению А. С Пушкина “К морю”. Перед нами стихотворение – обращение к […]...
- Образ Наполеона и тема “наполеонизма” в произведениях отечественной классики XIX века Личность Наполеона перевернула не только мировую историю. Ореол его успехов оказал огромное влияние на духовное самосознание людей. Наполеон сделал по тем временам невозможное – головокружительную карьеру от простого сержанта до императора, которому почти удалось завоевать мир. История еще не знала подобных примеров. Образ Наполеона отложил свой уникальный отпечаток на произведения русской литературы XIX века. Личность […]...
- Тип “гордого человека” и его воплощение в произведениях отечественной литературы Проблема “гордого человека”, его отношения с окружающими, его жизненного пути волновала многих отечественных классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Горького и др. Гордость – один из семи смертных грехов. Гордые герои по своей природе одиноки, холодны. Они ставят себя выше простых смертных, считают, что им уготована иная, […]...
- “Мысль семейная” в произведениях отечественной классики XIX века Тема семьи в русской литературе – одна из ведущих. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье, и тема дворянского гнезда. Сам подход к этой вечной теме у писателей был разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение. […]...
- Мотив дороги в произведениях отечественной классики 19 века Мотив дороги звучит в двух значительнейших произведениях 19 века. Это – ” Мертвые души ” Н. В. Гоголя и ” Кому на Руси жить хорошо ” Н. А. Некрасова. В “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов показывает жизнь всей Руси через путешествие семи вольнообязанных мужиков по нескольким деревням. Сюжет поэмы – фольклорный. Главные герои поэмы […]...
- Тема “маленького человека” на страницах классики В поэзии и прозе главное внимание уделяется обездоленному и угнетенному положению горцев и горянок. В произведениях эта тема находит свое выражение в констатации отдельных факторов из жизни горцев. Но в них совершенно отчетливо проводится разграничительная линия между людьми, сословиями, линия, за которой стоят противоборствующие классы. В творчестве многих поэтов не ощущалось еще призыва к революционному […]...
- Развитие темы “Маленького человека” в творчестве Н. В. Гоголя Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина. Вообще же образ “маленького человека” таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не минованный, […]...
- ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “ШИНЕЛЬ” Повесть Гоголя “Шинель” принадлежит к циклу произведений под названием “Петербургские повести”. Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему “маленького человека”, поднятую Пушкиным в “Станционном смотрителе”, Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к […]...
- Гуманистическая тема “маленького человека” в рассказах Чехова Гуманистическая тема “маленького человека”, волновавшая долгое время – от Пушкина до Достоевского – русскую литературу, приобретает у Чехова сатирическую направленность, воспринимается как тема не маленького, а мелкого человека, обывателя, уровень сознания которого не выходит за пределы узенького круга повседневного мещанского существования. Таков один из персонажей чеховского рассказа “Толстый и тонкий” (1883). Как только он, незначительный […]...
- Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы Тема города и деревни стала особенно актуальной в русской литературе 20 века, когда эпоха индустриализации стала поглощать деревню: деревенскую культуру, мировоззрение. Деревни стали пустеть, молодые жители стремились перебраться в город, “поближе к цивилизации”. Такое положение дел очень тревожило многих русских писателей, связанных с деревней своими корнями. Ведь именно в деревенском образе мысли и чувств они […]...
- ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Если говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, то тема “маленького человека” постоянно присутствует в их творчестве. Лермонтов ставил перед собой другую задачу: показать незаурядную личность, которая страдает в бездействии, не видя смысла в жизни, потому что для такой личности любая деятельность – это мелочный вздор. И все же Лермонтов один из первых в […]...
- Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века В повести К. Воробьева “Убиты под Москвой” рассказывается о трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. Писатель ставит важную проблему убийства своих своими же. Ему удалось показать весь ужас предательства своих мальчишек, которые вначале “почти радостно” реагировали на пролетавшие юнкерсы. Главный герой повести Алеша Ястребов, как […]...
- Письма героев как средство их характеристики в произведениях отечественной литературы Эпистолярный жанр был весьма характерен для произведений XIX века. Письма служили не только средством передачи информации, но и способом характеристики героев. Именно в письме выражались их заветные мысли и чаяния, в письмах герои предельно искренны и правдивы. Самым известным письмами в отечественной литературе являются письмо Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину. Оба письма предельно […]...
- Классики русской литературы 19 века. Типология уроков Русская реалистическая литература второй половины XIX века отличалась самобытностью и достигла высокого худ совершенства Исторические эпохи, как и люди, отличаются своей неповторимой индивидуальностью. Вторая половина ХIХ века в рус лит прошла под знаком решительной демократизации худ создания и напряженной идеологической борьбы. Качественно изменяется в эти годы сам пафос худ творчества: от вопроса “кто виноват?” рус […]...
- Классики литературы Великобритании ХХ века С одной стороны, Великобритания считается консервативной страной, но все европейские веяния касались ее. Не было гармоничного развития родов литературы. В основном – эпос, драма Эпос считается небольшим яатением английских ( Диккенс ) и русских ( Тургенев ) традиций. С другой стороны, экспериментаторы – Джеймс Джойс – эксперимент формы, Дэвид Герберт Лоуренс – форма в норме, […]...
- Образ Марьи Болконской. Образ Наташи Ростовой. Воплощение нравственного идеала Л. Н. Толстого Роман-эпопея великого русского писателя Л. Н. Толстого ” Война и мир ” позволяет нам в том числе оценить жизненную позицию самого автора. Авторское отношение к тем или иным вопросам проявляется посредством изображения им персонажей. Толстой создает целую галерею образов, каждый из которых очень интересен и достоверен. Свое сочинение мне хотелось бы посвятить двум героиням романа […]...
- Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы Фантастические мотивы являются одним из основных приемов создания определенной ключевой ситуации в произведениях не только русской, но и мировой культуры. В отечественной литературе к данным мотивам обращались писатели различных направлений. Так, например, в романтических поэмах Лермонтова присутствуют образы потустороннего мира. В “Демоне” художник изображает протестующий Дух Зла. В произведении проводится идея протеста против божества как […]...
- Патриотическая тема в произведениях отечественной литературы Патриотизм русского народа воспевался во все времена. Огромная любовь к своей стране воплощалась в произведениях отечественных писателей в образах смелых и сильных героев, а также в прекрасных описаниях родной природы и просто ярких русских характеров. Роман-эпопея ” Война и мир ” поистине считается образцом мужества и героизма русских людей. Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного […]...
- Религиозные представления человека 12 века на примере поэмы “Слове о полку Игореве” В наше время можно встретить огромное количество разнообразных литературных произведений. Одни из них большого объема, другие – наоборот, маленького. У одних известен автор, а у других нет. Правда, произведения с неизвестным автором – редкость. Одним из них является, например, “Слово о полку Игореве”. ” “Слово о полку Игореве” – памятник, написанный вскоре после похода Игоря […]...
- Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы Раскрывая тему “герой и толпа”, необходимо учитывать следующие моменты. Это конфликт характерен для романтической эстетики: перед нами герой-одиночка, незаурядная личность, приподнятая над толпой. Таким героем является герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Александр Андреевич Чацкий. Это, несомненно, более умный, образованный, интеллигентный человек, чем те “25 глупцов”, которые его окружают. Конфликт комедии выявляет образ […]...
- Образ маленького мальчика в повести “Детство” Повесть “Детство” начинается событием пустяковым. Карл Иваныч убил муху над Головой Николеньки и разбудил его. Но это событие сразу же приоткрывает Внутреннюю жизнь десятилетнего человека: ему кажется, что учитель нарочно Его обижает, он горько переживает эту несправедливость. Ласковые слова Карла Иваныча заставлют Николеньку раскаяться: он уже не понимает, как за Минуту перед тем “мог не […]...
- Новые средства изображения внутреннего мира человека в модернистской прозе XX века Модернизм – это обобщенное наименование целого ряда нереалистичных конструктивных литературно-художественных стилей, сложившихся в начале XX столетия. Свое название это литературное течение получило от французского слова moderne, что в переводе означает новейший, современный. Это название как бы подчеркивает разрыв с художественными традициями XIX века. Определяющая его примета – ориентация на красоту, прекрасное, как фундаментальную категорию, основу […]...
- Образ безвыходно страшной жизни в произведениях Андреева Во многих случаях отклики на произведения Андреева были отрицательными. Почти единодушно был осужден рассказ “Бездна”. Идея рассказа довольно сложна. В нем можно усмотреть обличение лицемерия буржуазной морали: герой рассказа гимназист Немовецкий, воспитанный в добропорядочной буржуазной семье, перед лицом нравственного испытания оказался побежден зоологическими инстинктами, надругавшись над потерявшей сознание девушкой (своей возлюбленной!), до этого изнасилованной одичавшими […]...
- Мцыри – образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова ” Мцыри ” рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле существования, о жестокости рока и неизбежности, правах личности. Максимов Д. Е. писал, что смысл поэмы Лермонтова заключается в том, “чтобы прославить поиски, […]...
- Прекрасный образ Украины в произведениях Гоголя К работе над повестями “Вечеров на хуторе…” Гоголь приступил вскоре после приезда в Петербург. Окончив Нежинскую гимназию высших наук, он приехал в столицу, мечтая “сделать жизнь свою нужною для блага государства”. Им владела пылкая мечта: принести пользу человечеству, поступить на службу, которая могла бы дать “просторный круг действий”. Но Петербург неласково встретил молодого провинциала. Гоголь […]...
- Образ Кавказа, как девствующие лицо в произведениях русских классиков Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как орлы”: Кавказ называли “Теплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за […]...
- Образ человека в романах Арагона “Базельские колокола” изображают Францию в канун первой мировой войны. Но в романе ощутима грозовая атмосфера 30-х годов. Роман зовет к бдительности, тревожно звучат колокола антивоенного конгресса социалистов, состоявшегося в Базеле в 1912 году. Мысль о столкновении сил прошлого и будущего определяет композицию, систему основных образов, придает роману динамику и драматизм. Отражая эпоху, когда явственно “слышится […]...
- Мерила добра в произведениях Ф. М. Достоевского Тема маленького человека впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (Станционный смотритель), Н. В. Гоголя (Шинель), М. Ю. Лермонтова ( Герой нашего времени ). Имена героев произведений этих выдающихся писателей Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской […]...
- Воплощение в образе Маруси Чурай моральной красоты народа Когда хотят что-то хорошо сказать о народе, то рассказывают о его земле, горах, лесах и реках. Вспоминают, каких великих людей дала эта земля миру. Творчество Лины Костенко – пример благородного служения поэзии и народу. Она пишет о встревоженной душе человека, изображает ее борьбу и порывы к счастью сквозь беспросветные тучи и безнадежно искалеченную жизнь. От […]...
- Краткий обзор прозы Пушкина первой четверти ХІХ века “Повести Белкина”. Первое законченное прозаическое произведение было написано Пушкиным в 1830 г. во время знаменитой Болдинской осени. Простота и непринужденность повествовательной манеры подчеркивались тем, что отдельное издание этих повестей было приписано Пушкиным вымышленному И. П. Белкину, который якобы только собрал рассказы “от разных особ”, а сам ничего не выдумывал от “недостатка воображения”. В примечании Пушкин […]...
- Поэтический образ Украины в произведениях П. Грабовского Творческое наследие Павла Арсеньевича Грабовского – яркое проявление силы, жизненности, свободолюбивых традиций украинской литературы. Его поэзия полна большой жертвенной любви к родному краю, обездоленному украинскому народу, ради которого он пошел тернистым путем. Все свои силы, даже свою жизнь отдал за Украину, за “окованный, угнетенный народ”. По тюрьмам и в ссылке, в “Невольницкой глуши” поэта пытали […]...
- Образ нового героя “Одиноков”, как реальность литературы XIX века Герой указывает на особую – художественную – реальность литературы XIX в., отнюдь не являющуюся зеркальным отражением жизни, но делает из этого наблюдения вывод “вбок”: раз перед нами не фотографическое подобие, значит, и неправда. Однако, если обратиться к автобиографической линии “Бесконечною тупика”, видно, что Одиноков то и дело узнает в различных эпизодах своей жизни ситуации и […]...
- Люди чести и долга в современной отечественной литературе Честь, долг эти нравственные категории, бесспорно, очень важны в жизни людей. Для многих героев произведений писателей-классиков честь и долг слова, наполненные глубоким смыслом. Петр Гринев, Пьер Безухов наделены бесстрашием, чувством справедливости и долга, ответственностью, добротой. Проходит время, меняется все вокруг. Долг и честь остаются либо необходимыми человеку, либо нет. Двадцатый век Ч эпоха войн и […]...
- Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”) , можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. К. Симонов Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали и гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам – все это рождалось […]...
- Герои Отечественной войны в романе Гроссмана “Жизнь и судьба” О Великой Отечественной войне написано очень много. Первые произведения о ней начали появляться уже в середине сороковых годов, и с тех пор романы, рассказы, стихи о войне издавались сплошным потоком. И многие среди них были, к сожалению, совершенно бездарны и нечитабельны. Сегодня, находясь более чем на полувековой дистанции, отделяющей нас от той войны, читатель может […]...
- Война в произведениях наших писателей В произведениях наших писателей – солдатов, прошедших эту войну, показаны самые разные люди и борьба каждого из них с врагами. Их произведения это реальность войны. Перед нами предстают люди, неожиданно выхваченные войной из мирной жизни и знающие о ней только по книгам. Сталкиваясь каждый день с мучительными нравственными проблемами, они должны немедленно решать их, и […]...
- Образ времени в одном из произведений литературы XX века Время – это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не похожим на реальное время. Так, писатель может “сжимать” время, ограничиваясь короткой фразой, например: “Прошло три года”, а может “останавливать” мгновение, подробно описывая вспышку молнии или полет стрелы. Очень часто художественное время помогает лучше понять замысел автора и лучше уяснить смысл произведения. У Ч. […]...
- Анализ поэтики Некрасова второй половины 50-х годов ХІХ века Одним из наглядных признаков начавшегося общественного подъема был выход в свет сборника стихов Некрасова в 1856 г. Поэт включил в него лучшие произведения, созданные им за 10 лет (стихи первой половины 40-х годов туда вообще не вошли). Сборник открывался стихотворением “Поэт и гражданин”, в котором Некрасов излагал свои взгляды на назначение поэзии в жизни, выступал […]...
- Тема сочинения: Победа человека на примере рассказов Дж. Лондона Произведения Известного американского писателя Джека Лондона популярны во всем мире. Их с огромным удовольствием читают и в нашей стране. В его рассказах перед нами предстают привлекательные образы простых тружеников, рабочих, моряков. Писатель всегда проявлял любовь, теплоту и уважение к трудящимся, выражая глубокое недовольство образом жизни богатых бездельников. Выходец из народа, он взял из своего окружения […]...
- Фигура Кобзаря как воплощение народного духа Судьба чеканила его жизнь в формах трагических. Думая о нем, вспоминаешь слова Стефана Цвейга, который говорил, что мир разума не знает обманчивого понятия числа, и на его весах единое целое восстало против всех, может весить больше, чем многие восставшие против другого… Повстанец Шевченко был гневным языком целого порабощенного народа, в памяти которого дотлевали последние задымленные […]...