Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума”

Грибоедов писал: “…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим…” В суждении автора комедии очень важно слово “разумеется”. Конфликт предопределен всем ходом исторического развития русского общества. Противоборствующие силы уже определены, позиции их четко обозначены. Именно поэтому, разумеется, Чацкий просто не может, не в состоянии промолчать, не вступить в конфликт с той грозной силой, которая противостоит ему здесь, в доме Фамусова,

как, впрочем, и в любом другом доме, куда он мог бы попасть.

Чацкий в комедии Грибоедова не резонер, не простой выразитель авторских идей, а живая личность – сложная, даже противоречивая и вместе с тем неизменно привлекающая своей живостью, непосредственностью, остроумием и красноречием. В его блестящих монологах широко и последовательно проявляются декабристские идеи. Он – пламенный агитатор, стремящийся объяснить свою позицию, пропагандировать свои взгляды. Вот почему Чацкий никогда не произносит свои монологи “про себя”, в одиночестве. Напротив, он постоянно стремится к общению, но именно это ему

и не удается. Фамусовское общество вовсе не намерено выслушивать речи своего идейного противника.

Любовь к народу, уважение к его здравому уму, нравственным устоям многое определяют в мировоззрении Чацкого. Именно поэтому он так болезненно переживает отрыв не только фамусовского общества, но и передовой дворянской интеллигенции от народа. Эта оторванность проявляется и в языке, и даже в одежде. Отсюда и мечта Чацкого,

“Чтобы умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев”.

Какие знаменательные эпитеты использует здесь Чацкий: бодрый и – что еще более важно – умный. Слова Чацкого придают дополнительный оттенок не только проблематике комедии, но и ее названию. Высокая оценка народа делает понятной и обоснованной декабристскую идею Чацкого о необходимости отстаивать национальную самостоятельность русской культуры. Мысли Чацкого о типичном для дворянского общества нечистом духе “пустого, рабского, слепого подражанья” совершенно точно соответствовали призывам Рылеева “уничтожить дух рабского подражанья”, убеждениям Кюхельбекера, с которым Грибоедов близко сошелся во время работы над комедией.

Чацкий, горячо верящий в возможность светлой жизни для “бодрого и умного” народа, не смиряется с существованием крепостного права, оскорбляющего и унижающего национальную гордость, подлинного патриота. Поэтому с таким возмущением говорил Чацкий о крестьянах, которых меняли на борзых собак, о крепостных, проданных поодиночке, то есть так, что при этом разрывались семейные отношения. Можно догадываться, что Чацкому уже немало довелось пережить в жизни утрат и разочарований: “Мундир…- теперь уж это мне ребячество не впасть…” Он приезжает в Москву в надежде, что здесь он “оживет”, быть может, найдет свое счастьем “Там стены, воздух, все приятно! Согреют, оживят…” Ничего подобного не происходит. Рушится романтическая вера в любовь, дружбу (встреча героя с Платоном Михайловичем в этом отношении очень важна).

Существенно, что образ Чацкого дан в динамике. Идейное развитие героя происходит на наших глазах. Подобно многим своим современникам (не исключая при этом и декабристов) он и начале комедии убежден, что только в уме заключены истоки нравственности. По его мнению, подлинная ценность и значение человека определяются его способностями к занятиям наукой, стремлением к безграничному познанию. Просветительская философия героя предопределяет не только его силу, но и его слабость. Оказывается, что важнейший для него критерий ума далеко “не все может объяснить в жизни. Так, Софья, презирающая Скалозуба за то, что тот “слова умного не выговорил сроду”, тем не менее влюблена в Молчалина, приписывая ему несуществующие добродетели. Вполне закономерно, что Чацкий с позиций своего мировосприятия никак не может в это поверить. Ведь по всем законам разума Софья никак не должна любить Молчалина, но она его все же любит. (Тут тоже свое горе от ума: Софья Молчалина выдумала по законам сентиментальной литературы: бедный, незнатный молодой человек, наделенный чувствительной душой, скромный и застенчивый…)

Просветительские принципы Чацкого уже не в состоянии были объяснить всю сложность действительности, противоречивость психологии человека, причины, по которым глупец вдруг оказывается хитрее умного, и т. д.

Первоначально комедия была названа “Горе уму”. В таком заглавии ощущается просветительское убеждение, что ум сам по себе представляется высшей ценностью; горе ему могло прийти лишь откуда-то со стороны. Окончательный вариант заглавия: “Горе от ума” позволяет ощутить новый оттенок в замысле драматурга. Сам герой с тревогой начинает ощущать не только острейший конфликт с окружающим его обществом, но и противоречие в его собственном внутреннем мире. В нем самом “ум с сердцем не в ладу”.

Чацкий приходит к трезвому пониманию реальной жизни с ее сложностью, изменами, даже предательствами. Он мужает, взрослеет, начинает яснее постигать людей и обстоятельства. В конце комедии Чацкий уже не таков, как в начале:

“Так! отрезвился неполна, Мечтанья с глаз долой, и спала пелена…”

Однако Грибоедов не отбрасывал вовсе и определенных традиций классицизма (чаще всего отмечается использование “трех единств” и “говорящие” фамилии героев, четкость конфликта). Не менее важны выделение на первый план проблем общегосударственного значения, сатирическая заостренность в изображении отрицательных персонажей, подчеркнутая гражданственность, высокий стиль монологов Чацкого. Таким образом, учитывая все лучшее, что было уже накоплено в русской литературе, Грибоедов создает произведение, написанное на качественно новом уровне.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума”