Моральная высота человека в трагедии “Натан Мудрый”

Последней пьесой Лессинга была трагедия “Натан Мудрый” (“Natan der Weise”, 1779). В отличие от всех предыдущих произведений, она написана белым стихом. Действие драматической поэмы происходит в конце XII ст. в Иерусалиме, в эпоху крестовых походов. В основу “Натана Мудрого” Лессинг вложил мысль о том, что фундаментом любой религии является моральное чувство, а догматическое содержание имеет преходящий характер и ни в коей мере не свидетельствует о возвышенности одной религии над другой.

Три главных героя “Натана Мудрого” –

арабский султан Саладин, богатый иерусалимский купец еврей Натан и христианский рыцарь-храмовник (т. е. член средневекового рыцарского ордена тамплиеров), который прибыл в Иерусалим с войсками крестоносцев, – принадлежат к трем разным нациям и религиям. По ходу развития действия драмы Лессинг заставляет героев забыть предубеждения, которые их разделяли, осознать братство, которое объединяет людей.

Избегая обобщения в создании образов, драматург снова обнаруживает свое мастерство в построении характеров. В центре трагедии – образ Натана Мудрого, глубины личности которого раскрываются в его мыслях и действиях. После

еврейского погрома погибла вся его семья (жена и семеро детей). Он три дня и три ночи лежит в порохе и пепле и клянется отныне беспощадно мстить всем христианам без исключения. Но потом к Натану возвращается ум. И когда ему приносят христианскую девочку Реху, он удочеряет ее и воспитывает не согласно еврейским убеждениям, а в духе деятельной любви, которую он сам имеет в своей душе.

Моральная высота человека – в чуде деятельной любви, высоте общечеловеческой морали над искусственными догмами. Эти мысли были дороги Лессингу. Не случайно в одном из набросков драмы он записал: “Способ мышления Натана… был всегда моим способом мышления”.

Й. В. Гете, высоко оценивая постановку пьесы “Натан Мудрый” в Веймаре в 1801 г., писал: “Пусть… высказанное в ней чувство терпимости и сочувствия навсегда останется для народов священным и дорогим”. Создавая свою пьесу, Лессинг сомневался, что она когда-нибудь увидит сцену. И его опасения оправдались. Постановка, осуществленная известным актером и антрепренером Деббелином в Берлине, продержалась недолго. Лишь в 1801 г. Гете и Шиллер в Веймарском театре смогли восстановить спектакль, эта постановка и проложила путь “Натану Мудрому” на сцену. Роль Натана исполняло немало известных актеров, и среди них А. Иффланд (1802).

О значении Лессинга для немецкой литературы чудесно сказал Й. В. Гете: “Такой человек, как Лессинг, необходим для нас, поскольку он великий именно благодаря своему характеру, благодаря своей твердости. Настолько же умных и просвещенных людей много, но где найти такой характер!”






Не кидай слова на вітер.
Моральная высота человека в трагедии “Натан Мудрый”