Как в пьесе А. С. Грибоедова “Горе от ума” совмещаются черты комедии и драмы?
“Горе от ума” – это уникальное творение А. С. Грибоедова, поскольку совмещает в себе черты комедии и драмы. Сам писатель прекрасно сознавал, что создает произведение, непохожее на обычные, традиционные образцы комедийного жанра. Уже после завершения работы над пьесой Грибоедов определил ее жанр как “драматическую картину”.
В чем же проявляются черты классицистической комедии в произведении? В “Горе от ума” формально были соблюдены законы трех единств (места, времени, действия), сохранены нравоучительность названия,
Но нельзя забывать о том, что тон в “Горе от ума” задает вовсе не комедийное начало. В основе произведения лежит социально-политический конфликт: столкновение мракобесов с выразителем передовых идей. И решается этот конфликт, естественно, не
“Горе от ума” – это гармонический сплав сцен комедийных и драматических. А. В. Луначарский справедливо замечал: “Комедия “Горе от ума” – драма о крушении ума человека в России, о ненужности ума в России, о скорби, которую испытывал представитель ума в России”.
Драма главного героя Чацкого заключается в том, что он терпит горе от своего ума, от пробудившегося разума, глубокого в своем критическом отношении к миру фамусовых и скалозубов. Но ум Чацкого слаб в понимании объективных законов развития общества. Поэтому герой бессилен в определении правильных путей и действенных методов борьбы за преобразование действительности.
Чацкий верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных, гуманных идей. Еще более тяжелой драмой для Чацкого было крушение его личных надежд, сознание того, что он оказался отвергнутым в своих лучших стремлениях, любви к Софье.
Показывая неудачу своего героя, Грибоедов своим произведением укреплял мысль о необходимости перехода к более действенным средствам борьбы с крепостнической реакцией.
Сочетание комедийного и драматического в “Горе от ума” прихотливо и, в то же время, органично, естественно. Своеобразие пьесы Грибоедова в том и состоит, что в ней не выделяется особо, нарочито какая-то одна, ведущая тенденция жизни – драматическая или комедийная. Они рассматриваются вместе, в тесном соединении друг с другом.
Схожі твори:
- Какую роль в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” играет сцена бала? Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” посвящено почти все третье действие (с 4 по 22 явления). В этой сцене все сюжетные линии комедии достигают своей кульминации, а некоторые из них – и развязки. Начинается она с приезда гостей в дом Фамусова. Все они представители его, Фамусова, мира. Гости полностью разделяют его […]...
- Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. Чацкий в комедии “Горе от ума” противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский […]...
- Сочинение на тему: Раскрытие конфликта комедии Грибоедова “Горе от ума” Уже в самом названии комедии “Горе от ума” (1822-1824) отражается знаменательное противоречие. Для просветительской философии ум и счастье воспринимались как синонимы. Основу убеждений просветителей составляла вера в то, что просвещенный ум является вершителем судеб человечества. Это нашло яркое выражение и пушкинской “Вакхической песне” (1829): “Так ложная мудрость мерцает и тлеет… Пред солнцем бессмертным ума”. Но […]...
- Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума” Грибоедов писал: “…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим…” В суждении автора комедии очень важно слово “разумеется”. Конфликт предопределен всем ходом исторического развития русского общества. Противоборствующие силы уже определены, позиции их четко обозначены. Именно поэтому, разумеется, Чацкий просто не может, не в состоянии […]...
- Образы и характеристики основных героев комедии Грибоедова “Горе от ума” В центре системы образов комедии, конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. И они, в свою очередь, проявляют себя в контактах и с Чацким, и друг с другом. Так, для полноты представления о Фамусове необходимо учитывать и его характеристики, и взаимоотношения […]...
- Героиня комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А. С. Пушкин по прочтении “Горя от ума” сетовал на то, что “Софья начертана неясно”. Незакрепленность “знака” характера создает игру психологических парадоксов, которыми образ особенно интересен. Софья Павловна, дочь Фамусова, является главным противником Чацкого в той “несложной драме […]...
- Достойна ли Софья любви Чацкого? (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”, несомненно, является произведением большого социального звучания. В ней отразилось мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые идеи. В центре пьесы – Александр Андреевич Чацкий, воплотивший в себе лучшие черты прогрессивной дворянской молодежи начала века. Этот герой объединяет две сюжетные линии комедии. Одна (главная) содержит конфликтное столкновение “века […]...
- Фамусов герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Фамилию Павла Афанасьевича Фамусова производят от лат. fama – молва, слух, общественное мнение. В фамусовском доме происходит действие комедии, и сам этот дом приобретает в сюжете важное значение. События начинаются рано, когда “день чуть брежжится”, и заканчиваются, когда “последняя лампа гаснет”. С того самого момента, как бой некстати заведенных часов нарушает сонное спокойствие утра, Фамусов […]...
- Краткое изложение комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” План Утро в доме Фамусова. Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему. Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче. Визит Скалозуба. Монолог Чацкого о крепостном праве. Падение Молчалина с лошади. Бал в доме Фамусова. Отношение гостей к сплетне о сумасшествии Чацкого. Несостоявшееся свидание Софьи и Молчалина, которому помешал Чацкий. Отъезд Чацкого из Москвы. […]...
- Герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Чадский – один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта […]...
- Центральный персонаж комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то Скалозуб соответствует “хвастливый воин”, популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом “башне градо победителе” Пиргополинике, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. Скалозуб если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отметить, […]...
- Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова “Горе от ума” Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих героев столь же сложными, как сложные реальные люди. Одним из наиболее противоречивых характеров в пьесе “Горе от ума” наделена Софья. Очень […]...
- Краткое изложение комедии Грибоедова “Горе от ума”. Действие третье Воспользовавшись случайной встречей с Софьей, Чацкий пытается получить откровенный ответ на свой мучительный вопрос. Но Софья уклоняется не только от объяснения, но и от самого общения с Чацким. Любовь Чацкого ей в тягость, она роняет с досадой: “Вот нехотя сума свела!” Говоря, что якобы спешит к парикмахеру, она поспешно расстается с Чацким. Он в недоумении: […]...
- Краткое изложение комедии Грибоедова “Горе от ума”. Действие первое и второе Действие первое. Действие происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова, крупного сановника, управляющего в казенном месте. Утро, гостиная. Служанка Лиза просыпается в кресле. Дочь Фамусова Софья увлечена Алексеем Степановичем Молчалиным, секретарем отца, живущим в их доме, накануне у них было свидание, и Лизе поручено следить, чтобы их не застали вдвоем. Софья интересуется, который час. Чтобы убедить […]...
- Лермонтов и комедия Грибоедова “Горе от ума” 27 ноября 1831 года в московском Большом театре шла впервые полностью комедия “Горе от ума”. Фамусова играл Щепкин, Чацкого – любимец московской молодежи Мочалов. Мочалов давал очень реалистическую трактовку образа Чацкого. В его исполнении это был живой, пылкий юноша. Исполнение, как это часто случалось с Мочало-вым, было! не совсем ровно, но даже самые строгие критики […]...
- Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” В конце зимы 1824 года по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов. Талантливый русский дипломат и писатель не случайно выбирает местом действия своей пьесы московские гостиные. Колыбелью автора была аристократическая Москва. Москва образованная и воспитала его ум и […]...
- Персонажи в комедии “Горе от ума” “Горе от ума” – это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и литературу и сейчас, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена исторических эпох. В высказываниях различных персонажей комедии возникает реалистический образ старой Москвы, уходящей […]...
- Центральный вопрос, поставленный А. С. Грибоедовым в комедии “Горе от ума” Почему бесспорно умный человек – Александр Андреевич Чацкий – не только не был не понят, но и отвергнут и обществом и любимой девушкой? То есть главным конфликтом комедии, вокруг которого группируются все остальные, является внутренний конфликт героя, который состоит в том, что Чацкому плохо, прежде всего, с самим собой: он не может не видеть, что […]...
- Коротка характеристика твору “Горе від розуму” Грибоедова А. С Жанр твору – комедія в чотирьох діях, у віршах. Головні герої-. Павло Опанасович Фамусов – керівник в казенному місці, Софья Павлівна – його дочка, Олексій Степанович Молчалин – секретар Фамусова, Олександр Андрійович Чацкий. Комедія побудована за законами класицизму, але сатиричне зображення суспільства, зображення життя в усьому її різноманітті, типізація характерів і обставин – ознаки реалізму. […]...
- Фабула комедии “Горя от ума” Грибоедова С сентября Грибоедов живет в Москве и продолжает там работу над комедией, непрерывно улучшая ее. В мае 1824 г. Александр Сергеевич уехал в Петербург. Здесь комедия снова подверглась переработке, особенно последний акт. “Прошу тебя моего манускрипта никому не читать и предать его огню, коли решишься,- пишет Грибоедов Бегичеву из Петербурга,- он так несовершенен, так нечист; […]...
- Полемика и критика вокруг комедии “Горя от ума” Грибоедова Полемизируя с утверждениями реакционного лагеря, Бестужев и близкие к декабристскому литературному кругу В. Ф. Одоевский и О. М. Сомов указывали на правдивость изображения в “Горе от ума” барской среды, на самобытность и оригинальность комедии, ее языка. В. Ф. Одоевский особенно подчеркивал оригинальность и русский колорит слога “Горя от ума”. “Точно так же справедливо ваше замечание, […]...
- Сопоставление образов Чацкого и Базарова (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” и роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) “Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним И в нем рассудок уцелеет”. Он не боится говорить все окружающим в лицо и справедливо обвинять представителей фамусовского общества во лжи и лицемерии. Базаров вначале приезжает в гости к семье своего друга Аркадия, там он сталкивается с жизненной позицией Павла Петровича, Который заявляет: “Что касается […]...
- “Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений русской драматургии “Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Проблемы, поставленные в “Горе от ума”, продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы. В комедии отражена эпоха, […]...
- Характеристика образа Молчалина в комедии “Горе от ума” Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. С детства Молчалина учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета – всем угождать – помогло Молчалину и “награжденья брать, и весело пожить”. Что еще нужно было безродному чиновнику, коптевшему в захолустной Твери, откуда вытащил […]...
- Борьба Чацкого против “фамусовщины” в комедии “Горе от ума” Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. Одну из причин вредного влияния на русскую жизнь фамусовщины он видит в общественных “предрассудках”. Понятно его страстное обличение тех, кто “сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”, понятно его возмущение против “старух зловещих, стариков, дряхлеющих […]...
- “Горе от ума”. Особенности языка и стиха пьесы Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В комедии подняты злободневные общественные вопросы того времени: положение русского народа, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность. Идейный смысл […]...
- Характеристика образа Фамусова в комедии “Горе от ума” Фамусов – убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь “на поселенье” своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, “низкопоклонник, льстец”, человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. В Фамусове запечатлены также черты реакционно настроенного чиновничества, оплота царского самодержавия. О Фамусове Гоголь замечает: “Тип Фамусова так же глубоко […]...
- Творчество Грибоедова в развитие русской комедии Русская комедия 1815-1820 гг. развивалась главным образом в трех направлениях. Одним из них была старая традиционная классицистическая комедия, ставившая своей целью исправление нравов путем изображения наказанного порока и торжествующей добродетели. Представителями этого жанра являлись А. А. Шаховской и М. Н. Загоскин. В идейном отношении их произведения отличались политическим консерватизмом. В литературной борьбе Шаховской и Загоскин […]...
- Новаторство Грибоедова Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой Вместе с другими передовыми студентами он хорошо изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личного достоинства и неприязнь […]...
- Сочинение на тему: Жанр комедии “Горя от ума” Сложным является вопрос о жанре “Горя от ума”. В XVIII – XIX вв. существовала жанровая традиция так называемой “высокой комедии”, о которой Пушкин писал, что она “не основана единственно на смехе, но на развитии характеров – и что нередко (она) близко подходит к трагедии”. В советском литературоведении “Горе от ума” иногда называют трагикомедией, подчеркивая наличие […]...
- Грибоедов сделал свое дело, он написал “Горе от ума” “Грибоедов сделал свое дело – он написал “Горе от ума”,- сказал Пушкин. Это дело состояло прежде всего в том, что гениальная обличительная комедия Грибоедова положила начало реалистической русской драматургии. Она остро поставила важнейшие общественные вопросы современности и поэтому сразу же стала предметом ожесточенной полемики. Борьба двух общественных лагерей, изображенная в “Горе от ума”, развернулась вокруг […]...
- Комедия “Горе от ума” – драма о крушении ума человека в России Пушкин восклицал: “Догадал меня черт родиться в России с умом и талантом!” А Чаадаев, написавший самую умную книгу в тогдашней литературе, разве не был провозглашен безумцем? Все высшее общество – высокопоставленные “престарелые Несторы”, выжившие из ума старухи – всем стадом твердило об этом безумии”. Просветительские идеи, романтическое воодушевление и вольнолюбивые поэтические мечтания столкнулись с суровой […]...
- Характеристика образа Полковника Скалозуба в комедии “Горе от ума” Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб – “И золотой мешок и метит в генералы”. Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. В его облике нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив. Как и Фамусов, полковник Скалозуб руководствуется в своей жизни “философией” и идеалом “века минувшего”, только в еще более грубой и откровенной форме. Цель […]...
- Чацкий не только умен, но и положительно умен ” Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен… Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными…” (А. С. Пушкин ). “Молодой Чацкий похож на Стародума… В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного […]...
- Замысел “Горя от ума” Грибоедова Замысел “Горя от ума”, по-видимому, возник у Грибоедова в 1816 г. Бегичев указывает, что “план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 г. и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторые действующие лица, и между прочим, жену Фамусова, […]...
- Возможно ли полное взаимопонимание между людьми Каждый из нас личность, и мы, если задуматься, не можем существовать отдельно от общества. Тесная связь людей друг с другом меняет характеры, мировоззрения каждого из нас. При общении люди делятся опытом, мнением, когда оно не совпадает, возникают споры, разногласия, но в это и есть прелесть общения. Возможно ли достичь полного взаимопонимания между людьми? Я считаю, […]...
- Значение комедии “Горя от ума” для русской литературы Появление “Горя от ума” предвещало победу реализма в русской литературе. Поворот к реализму был связан с обращением передовых кругов русского общества к потребностям национальной жизни, к действительному положению народа. Все углубляющееся обострение классовых противоречий в стране, где открыто царила диктатура помещиков-крепостников, усиление крепостного гнета и рост антикрепостнических настроений в народе явились той социальной почвой, на […]...
- Краткое изложение комедии “Возврат Чацкого в Москву” “Возврат Чацкого в Москву…” и был одним из опытов такой полемической сатиры. Защищаться и атаковать приходилось в разные стороны: не менее, чем антисословный и антиаристократический нигилизм публицистов “Современника”, Ростопчину раздражала идея славянофилов, которые “сочинили нам какую-то мнимую древнюю Русь, к которой они хотят возвратить нас, несмотря на ход времени и просвещенья”. Комедия Ростопчиной портретна. В […]...
- Аналіз комедії Горе від розуму Грибоєдова А. С Аналіз добутку 1. У п’єсі Грибоєдова дивно точно і яскраво виражена трагічність положення розумної людини у світі лицемірства й чинопоклонства. Чацкий не приймає порядків чиновницької Москви, де одержання підвищення по службі залежить від знайомств і вміння догоджати тим, хто при владі, а не талантів і вмінь людини. Три роки наш герой їздив по світлу, але, […]...
- Политические Взгляды и настроения Грибоедова И в Петербурге, и в Москве Грибоедов наблюдал те противоречия между двумя складывавшимися в дворянском обществе – прогрессивным и реакционным – лагерями, столкновение которых легло позднее в основу исторического и политического содержания “Горя от ума”. В 1818 г. Грибоедов был в Москве и писал Бегичеву: “В Москве все не по мне.- Праздность, роскошь, не сопряженные […]...