Идейно-художественный анализ новелл “Новость”, “Кленовые листья” Василия Стефаника
Василь Стефаник очень любил детей. Детям он посвятил самые лирические свои произведения – новеллы “Новость”, “Катюша”, “Кленовые листья”.
Семейные драмы, обусловленные социальными причинами, отражены в новелле “Кленовые листья”. Главное действующее лицо – гастарбайтер Иван. Его жена рожает четвертого ребенка, а сама тяжело болеет. Вечером отец позвал кумовьев, угощает их и жалуется на свою судьбу, на детей. Чтобы выжить, Иван вынужден каторжно трудиться, потому что надо кормить детей. Бедность так укоренилась
Вершиной художественного совершенства, композиционной оригинальности является новелла “Новость”. Она начинается с развязки: Гриша Летучий утопил свою меньшую дочь, а старшая выпросилась. Но автор не осуждает своего героя. Своим рассказом Стефаник защищает Григория, пытается дать читателю истинную картину событий, приведших к трагедии. Эту новеллу нельзя читать без внутреннего содрогания и страха. Главный герой погибает в большой нужде, не в состоянии прокормить своих детей. Его жена умерла, а сам он не может обеспечить своим детям хотя бы кусок хлеба ежедневно. Григорий приходит к выводу, что его дети – это уже живые мертвецы, но еще сам боится признать свое намерение. Он хочет как-то исправить положение (бегает по соседям), но у каждого свое горе и такие же нужды. Григорий делает свой страшный шаг, не думая, что это преступление. Автор пытается убедительно мотивировать поступок своего героя. Стефаник не только защищает своего героя-детоубийцу, но и бросает обвинения обществу, которое привело к такому страшному поступку.
Схожі твори:
- Новелла В. Стефаника “Новость” В самом деле, лаконизм выражения М. Горького, который стал названием этого произведения, до сих пор вызывает в В. Стефаника самые тяжелые ощущения. За ними пропасть человеческого горя, страданий, переживаний. Каждое выражение писателя это пружина, которая выстреливает правдой. Читая новеллы В. Стефаника, забываем о себе, грустим, приходим в ужас, думаем, находимся под магическим действием художественного слова. […]...
- Произведения Василия Стефаника в системе мировой новеллистики Творчество Василия Стефаника ярко подтверждает принятие украинской прозой самых новых достижений европейских литератур. Творчество писателя утвердило в нашей литературе такой эпический жанр, как новелла. Новелла, так же, как и рассказ, принадлежит к малым эпическим формам. Отличным для нее является чрезвычайная сжатость в изложении, напряженность сюжета, неожиданность развязки. Новелле присущи глубокий психологизм, а также отступления от […]...
- Трагедия крестьянской судьбы в новеллах Василия Стефаника Творчество В. Стефаника – одного из величайших художников Украины – выделяется высоким гуманизмом и настоящей народностью. Как истинный писатель-гуманист, он проникает в глубины человеческой жизни и психологии, воплощая свои наблюдения в мастерской художественной форме. В значительной части произведений В. Стефаник изображает трагическую судьбу бедного крестьянина. Для примера можно взять не одну, а несколько новелл. Внимательно […]...
- Каменный крест как художественный символ трагизма жизни бедняка Жизнь вообще сложная вещь, а в особенности жизнь крестьянина-бедняка. Тянет он ее, будто коня на гору, спотыкаясь и едва дыша. И все же таки живет и хочет жить на родной земле – там, где родился, где прошли наилучшие годы, где согревают воспоминания. Тяжело ему расставаться с отчим домом, даже с надоевшим, но таким дорогим холмом, […]...
- Сила новеллистического таланта В. Стефаника Во второй половине 90-х XIX ст. состоялись личные трагедии писателя – болезнь и смерть матери, несчастливая любовь к Е. Калитовской. Все это объединялось с общечеловеческими трагедиями, к которым был особенно чувствителен В. Стефаник. Он стремится одинокости, заходит в меланхолию и отчаяние: “мне грустно”. Творческое беспокойство гонит его с места на место, и он погружается с […]...
- Увядшие листья в сердце и памяти И. Франко Поэзия занимает ведущее место в многогранном творчестве великого Каменщика, что является высшим достижением украинского поэтического слова после “Кобзаря” Шевченко, ее часть принадлежит к лучшим достижениям мировой поэзии. Но яркой звездой в поэтическом наследии поэта сияет его необычный поэтический сборник “Увядшие листья”, изданный в 1896 году. Он объединил поэзии преимущественно с печальными мотивами, написанные в течение […]...
- Идейно – художественное своеобразие романа В. Скотта “Айвенго” Средневековье в романе – кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки – Робин Гуд (Локсли). Но на мастерски воссозданном истор. фоне, при сравнении с галереей оригинальных и блестящих образов, проигрывают центральные герои – Айвенго, Ровена. Много Деталей, подробности – […]...
- Художественный метод Лескова Николай Семенович Лесков (1831-1895гг) – прозаик, публицист. Начинал свою литературную деятельность как сотрудник буржуазно-либеральных газет. В 1862г. принял участие в артельном журнале “Век”. Здесь было напечатано его первое беллетрическое произведение – рассказ “Погасшее дело”. Значительную часть своих произведений Лесков написал в жанре художественного очерка, хотя творчество Лескова отличается большим жанровым разнообразием. Писатель пробует свои силы […]...
- Психологическое мастерство новелл М. Коцюбинского Человеческая душа всегда интересовала всех писателей. Но особого звучания она приобрела в творчестве М. Коцюбинского. Эти определяющие черты новой прозы М. Коцюбинского были присущи художественному миру его героев. Хотя критики до сих пор спорят о проблематике и жанре особенностей произведения. Безусловно, одновременно это и социально-психологическая, политическая новелла, и лирическая симфония, и лирическая драма в прозе, […]...
- Художественное совершенство новелл М. Коцюбинского Человеческая душа всегда интересовала всех писателей. Но особого зова она приобрела в творчестве М. Коцюбинского. Он будто сливается со своими рассуждениями и тем самым без видимых усилий, в ненавязчивой форме поворачивает многих в свою веру, в мир своих убеждений и идеалов. Эти определяющие черты новой прозы М. Коцюбинского были присущи всему художественному миру его героев. […]...
- Трагедия влюбленного сердца в лирической драме И. Франко “Увядшие листья” Невозможно остаться спокойным, прочитав хоть однажды неповторимые стихи из сборника “Увядшие листья”. Сколько здесь страстной любви, которая будто поднимает Франко к небу, сколько жгучей боли и печали от того, что у девушки “сердечко – колючий терновник”! А какая красота открывается в пейзажной лирике поэта! Передо мною как будто появляется другое лицо И. Франко – не […]...
- Мир добра в произведениях Василия Королей-Старого “Потерчата”, “Хуха-Моховинка” – неповторимые сказки украинского писателя Василия Королей-Старого. Их персонажи будто и известные нам, но не совсем такие, как в народных пересказах. Ведь они – представители нечистой силы. За народными представлениями она чаще шкодит людям, чем помогает. Даже в детских прибаутках, забавлянках обращаются к разным проявлениям нечистой силы, чтобы не повредила, чтобы отвернуть ее […]...
- Героико-романтический жанр новелл “Мать” и “Я (Романтика)” Оба произведения трагедийного звучания. Для новеллы “Мать” писатель выбирает другую форму выражения. В ней имеется мифологическая струя. Даже само начало произведения напоминает развесистый зачин народной сказки: “Отец этих боевых ребят умер очень давно – так давно, что и не скажешь…” И сама характеристика образов тоже идет от сказки: “Как помнят старожилы, из отца был обычный […]...
- Идейно-тематическое богатство сборника П. Тычины “Солнечные кларнеты” Павел Тычина как художник родился в 1918 году сборником “Солнечные кларнеты”, который принес ему славу и признание. Он ознаменовал появление нового таланта, яркой художественной индивидуальности. На литературную ниву вышел поэт-лирик, который своим мастерством, искренностью и задушевностью, любовью к жизни и человеку принуждает вспомнить имена светочей национальной литературы – Шевченко, Франко, Леси Украинки. П. Тычине судилась […]...
- Мужественная муза Василия Стуса Василий Семенович Стус… Это имя долго замалчивалось: ненужное оно было власти. Трагедия В. Стуса – одна из тысяч кровавых преступлений сталинизма в его брежневских формах. Все творчество писателя посвящен Украине. Любовь к ней у поэта была всеохватывающей и такой могущественной, что почти не оставила места для других тем. Жизнь и творчество В. Стуса – это […]...
- Идейно-литературная борьба в начале XIX века Идейно-литературная борьба, резкое размежевание литературных сил закономерно привели в начале XIX в. к организационному объединению сторонников противоборствующих группировок. Зимой 1806-1807 гг. “шишковисты” организовали постоянные литературные чтения и беседы. Затем этим частным собраниям был придан более официальный характер. С 1811 г. начинает существование “Беседа любителей русского слова”, пользовавшаяся “высочайшим покровительством”. Новое общество, построенное по образцу казенного […]...
- Идейно-тематическая связь поэмы “Мцыри” Поэма Мцыри – один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы. Мцыри герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, просит бури, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року: Таких […]...
- Художественный стиль рассказов Чехова В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Например, в рассказе […]...
- Художественный памфлет “Мы” Недавно в одной из своих речей тов. Ленин заметил: “социализм уже теперь не есть вопрос отдаленного будущего, или какой-нибудь отвлеченной картины, или какой-либо иконы”. В этом – главное нашей эпохи. Социализм перестал быть идеалом в том смысле, в каком он был раньше, скажем, лет 20-30 тому назад. Он – не призывная звезда, сияющая в далеких […]...
- Тема сочинения: Художественный мир Достоевского Художественный мир Достоевского отличается не эпическим спокойствием, цельностью, устойчивостью, а хаотической разорванностью, отсутствием твердых основ, прочных жизненных связей. Отсюда преимущественное внимание писателя к кризисным моментам в жизни общества, в судьбах людей. Его произведения строятся на изображении постоянных конфликтов, борьбы, происходящих в мире, расколотом не только экономически, но и идеологически. Конфликты, споры, полемика отражаются и во […]...
- “Полесская сказка” А. И. Куприна (анализ повести “Олеся”) Повесть Куприна “Олеся” не может оставить читателя равнодушным. История любви прекрасной девушки-колдуньи и молодого барина одновременно трагична и прекрасна. Куприн создает сказочный образ полесской красавицы. В Олесе нет ничего искусственного, она не приемлет лжи, притворства. А насколько отличается девушка от жителей местных деревень! Она, как они, простая и необразованная, но сколько в ней врожденного такта, […]...
- Булгаков и Художественный театр В мае 1912 года в Киев с шестью спектаклями в полном составе прибывает Художественный театр. В интервью корреспонденту “Киевской мысли” Вл. И. Немирович-Данченко расскажет, что театр привез декорации на двадцати трех платформах и вагонах. Очередь за билетами тянулась через несколько улиц, художественный же успех, как сообщает корреспондент, “был средний”. И. Виноградская опубликовала письмо одного киевлянина, […]...
- Своеобразность и сила таланта Василия Стуса Благодатная пора 60-х лет родила плеяду талантливых украинских поэтов – И. Драча, Л. Костенко, Д. Павлычко, М. Винграновского, В. Симоненко, В. Стуса. Она же во многом определила и путь их эстетичных поисков, и тематику. Тем не менее, художественное наследство В. Стуса не перепутать с какой – либо другой, такая она оригинальная, мощная, самобытная. Так тесно […]...
- Образ матери в творчестве Василия Симоненко Этот адрес мне знаком с малых лет. Помню современный, неприметный дом по улице Шевченко, квартиру. Помню небольшой базар осенних цветов. В этом доме жил и творил известный украинский поэт Василий Андреевич Симоненко. Но Василий жил в другой квартире, а здесь живет его старенькая мать. Она еще жива. Недавно у Анны Федоровны был день рождения, ей […]...
- Біографія Василя Стефаника Василь Стефаник народився 14 травня 1871 р. в с. Русові Снятинського повіту на Станіславщині (нині – Івано-Франківщина) в сім’ї заможного селянина. Після навчання в школах у с. Русові та м. Снятині він 1883 р. вступив до польської гімназії у м. Коломиї. Тут зав’язалася дружба В. Стефаника з Л. Мартовичем. За українську громадсько-політичну діяльність їх обох […]...
- Жизнь на границе смерти – проблема романа Василия Барки “Желтый князь” Нынешнее поколение в большом долгу перед прадедами и прародителями, ведь свыше полстолетия умалчивалась наистрашнейшая трагедия украинского народа – искусственный голод 1933 года. Этот долг отдает в определенной степени творчество писателей диаспоры. Василий Барка принадлежит к тем художникам, которые жили и работали в эмиграции. Самое известное произведение, которое принесло ему славу – роман “Желтый князь”. В […]...
- Герои одной из новелл книги Д. Боккаччо “Декамерон” Танкред, Гисмонда и Гвискардо – герои одной из новелл книги Д. Боккаччо “Декамерон” (1350-1353) – 1-я новелла 4-го дня. Танкред, правитель Салернский, убивает Гви-скардо, любовника своей дочери Гисмонды, и посылает ей в золотом кубке его сердце; она поливает сердце отравой, выпивает отраву и умирает. Сюжет этой новеллы Боккаччо восходит к всемирно известному фольклорному сюжету – […]...
- Тема еміграції та її художнє втілення у творчості Стефаника (новела «Камінний Хрест») Стефаник гостро реагував на еміграцію селян, яких гнали за океан безземелля, злидні, безнадія. Це спостерігав Стефаник у своєму Русові. Еміграція поставала перед письменником як трагедія народу. Стефаник намагався якось полегшити переїзд емігрантів. Під впливом цих подій у «Громадському голосі» (1899) з’являється гостра критична стаття «Для дітей». Вслід за статтею в «Літературно-науковому віснику» з’явилась новела «Камінний […]...
- Художні якості новел Стефаника на антивоєнну тему Початок другого періоду літературної діяльності Стефаника припадає на роки імперіалістичної війни, під час якої Галичина стала ареною кривавих боїв між двома ворожими арміями. Палали села і міста, розорювались тисячі родин, гинуло мирне населення, вимучені люди блукали по країні. Розстріли за найменшою підозрою, катування і і грабунки були звичайною справою Стефаник відновлює свою літературну діяльність. Будучи […]...
- Образ Украины в творчестве Василия Симоненко Украина! Как много чувства вложено в это слово, как она красива, величественна. А чего только не вынесла она на своих плечах! Сколько лет наш народ не знал своей истории, не знал многих талантливых писателей, которые пожертвовали собой из любви к родному народу. К таким поэтам принадлежит и Василий Симоненко – поет-шестидесятник. Поэт говорит, что его […]...
- Новеллистка Мериме: типология новелл Становление Мериме-писателя происходило во времена ожесточенной борьбы между литературной молодежью, стремившейся к обновлению французской литературы, и писателей старшего поколения, предпочитающие проверенные временем каноны классицизма. Для Мериме форма новеллы была нова. Но он хотел через единичное событие раскрыть характер иных народов и эпох. События всегда ведут к романтизму. Реалистическая черта их связана с освоением характера исторически […]...
- Образ Василия Теркина в одноименной поэме А. Т. Твардовского Поэма А. Твардовского “Василий Теркин” помогает понять истинную меру человеческих жертв и потерь, которые были понесены на войне и о которых было сказано полным голосом только через десятилетия после Великой Победы. Но книга писалась в самый разгар войны, когда победа была далека, а на повестке дня перед читателями и героями произведения стояла ежедневная проблема борьбы […]...
- Твір на тему: “Трагедія переселення галицьких селян до Канади за новелою В. Стефаника “Камінний хрест” Василь Стефаник є геніальним українським письменником, котрий помітно виділявся серед інших. Надзвичайно високу оцінку таланту цього письменника давали Леся Українка та Іван Франко. Його новелу “Камінний хрест” вони відзначили як таку, що бере за душу. У своїх творах Стефаник змальовує людей, котрі страждаючи, безсилі щось змінити. Новела “Камінний хрест” є відгуком Стефаникового серця на трагічні […]...
- Дорогами любви Василия Симоненко Думаю, пора уже начинать писать сочинение: “Я бы пожелал тебе кого так любить, как я тебя люблю…” (по поэзией В. Симоненко. Поэзия Василя Симоненко – настоящий гимн Родине – Украине, гимн неутомимым рукам матери, гимн очарования любви. Поэт словно находится в другом, только ему известном мире, где вместе идут “и будни и праздники” любви, где […]...
- Анализ стихотворения Рылеева “Гражданин” Стихотворение “Гражданин” (1825) – вершина гражданской лирики Рылеева. Здесь явно слышится голос поэта-трибуна, пламенного оратора, который считает себя вправе грозно упрекать, требовать ответа от колеблющихся сограждан. Стихотворение строится на прямом противопоставлении поэта, борца за свободу, истинного гражданина, и толпы, состоящей из “переродившихся славян”. В этих словах заключен важный смысл. Главная вина некоторых молодых современников Рылеева […]...
- Трагедія переселення галицьких селян до Канади (за новелою В. Стефаника “Камінний хрест”) Пояснюючи постійну тематичну зацікавленість своєї творчості, В. Стефаник одного разу сказав: “…Я свою душу пустив у душу народу, і там я почорнів з розпуки”. Саме тому картини соціальної дійсності у новелах письменника настільки виразні. Трагізм і правдивість ситуації постає у новелі “Камінний хрест”, яка зображує від’їзд до Канади сім’ї Івана Дідуха. Чому він змушений емігрувати? […]...
- Как написать сочинение по лирике Василия Симоненко Наши с вами тропы снова и снова приводят нас к любви. Однако, согласитесь, ее путями идти приятнее. А теперь познакомьтесь с Василием Симоненко. Недолгим был жизненный путь этого человека, но осталась его замечательное наследие – стихи. Родился Василий Симоненко в 1935 году в крестьянской семье на Полтавщине. Однако в этой семье не ломился стол от […]...
- Сочинение по повести Андреева “Жизнь Василия Фивейского” Л. Андреев писал не столько со знанием предмета, сколько преследуя субъективную цель. Внешние события интересовали его постольку, поскольку они давали повод для проповеди определенной идеи, связанной с проблемой человеческой души. Для него были важны не факты, не внешняя достоверность деталей, а “образ души”, или, как он говорил, “кусочек психобиографии” человека. Вот почему в его произведениях […]...
- Трагічне явище української еміграції у новелах Стефаника (“Камінний хрест”) Стефаник Народився в с. Русов на Станіславщині в родині заможного господаря. Навчався уРусівській і Снятинській школах, польській гімназії ум. Коломия, з 1892р. – на медичному факультеті Краківського університету. Після закінчення університету займався літературною і громадською роботою. З 1908 р. був обраний депутатом віденського парламенту. Входив до складу урядової делегації ЗУНР, яка приїжджала 1919 р. до […]...
- Селянська доля найважча (за новелами В. Стефаника) Земля… Неосяжні, безмежні простори… Якою дивною і прекрасною стає вона навесні, убрана оксамитом зелених трав, різноцвіттям, цвітінням усієї природи. Людина зробила землю матінкою-годувальницею, докладаючи зусиль, поливаючи її трудовим потом. Але не завжди людина мала змогу вільно працювати на землі, обробляти її, бо не було того заповітного шматочка. Так жили на українських землях знедолені селяни, працюючи […]...