Главная тема комедии “Недоросль”
Тема отечества и честного служения ему звучит в речах Стародума и Мирона. С момента появления своего на сцене и до конца Стародум неустанно говорит о необходимости служения отечеству, о честном выполнении дворянином своего долга перед родиной, о содействии ее благу. Его поддерживает и Милой, который заявляет, что “истинно неустрашимый военачальник” “славу свою предпочитает жизни, но что всего более – он для пользы отечества не устрашается забыть свою собственную славу”.
Насколько такие взгляды были передовыми, можно судить
Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума: “Оно (воспитание) и должно быть залогом благосостояния Государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин”. Фонвизин ставит
Четвертая тема, поставленная в комедии, касается нравов придворной и столичной знати. Она раскрывается в речах Стародума, особенно в разговоре его с Правдиным. Стародум резко и гневно обличает развращенное придворное дворянство. Из его рассказов мы узнаем о нравах придворного круга, где “по прямой дороге почти никто не ездит”, где “один другого сваливает”, где “водятся премелкие души”. Исправить нравы двора Екатерины невозможно, по мнению Стародума. “Тщетно звать врача к больным: тут врач не пособит, разве сам заразится”.
Схожі твори:
- Центральный персонаж комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” По амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. Он олицетворяет авторскую линию сюжета “Недоросля”: своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. Отец Стародума служивший Петру Великому, внушил своему подрастающему сыну правило: “имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время”. Стародум убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. “Невежда без […]...
- Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. М. Ю. Лермонтов. Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются настоящим расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального […]...
- Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” о событиях в XVIII веке. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которые готовят России Простаковы и Скотинины. У Фонвизина слово “недоросль” не имело определенного значения. Недоучками назывались дворянские дети, не достигшие […]...
- Главная тема произведений Р. Фраермана Труд и подвиг – вот главная тема, которую разрабатывал на материале Великой Отечественной войны Р. Фраерман. Он сам был человеком труда и подвига и поэтому чувствовал эту тему сердцем и умел писать о войне с той искренностью и проникновением, какие бывают доступны, увы, не каждому даже одаренному художнику. “Готовы ли вы к жизни?” – так […]...
- Героиня комедии Фонвизина “Недоросль” Сюжет пьесы Фонвизина строится вокруг событий, происходящих в деревне, где живет все семейство Простаковых-Скотининых в ожидании свадебного сговора Тараса Скотинина с дальней родственницей Простаковых – Софьей. История, знакомая современникам Фонвизина по “среднему”, “мещанскому” жанру литературы, которая приближала своих персонажей к реальной жизни русских зажиточных дворян и мещан. Госпожа Простакова живет как тысячи ее соотечественниц на […]...
- Жанровое своеобразие произведения “Недоросль” Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального репертуара. Среди этих новинок прежде всего оказалась так называемая слезная комедия, т. е. пьеса, […]...
- Краткое изложение Недоросль Денис Фонвизин Д. И. Фонвизин Недоросль Действие первое Явление I Гж. Простакова, рассматривая новый кафтан Митрофана, ругает Тришку за то, что тот обузил и испортил вещь. Она отправляет Еремеевну за портным, а Митрофана – за отцом. Явление II Простакова, называя Тришку “скотом” и “воровской харей”, ругает его за испорченный кафтан. Тришка оправдывается: он самоучка. На это Простакова […]...
- Краткое изложение “Недоросль” Комедия “Недоросль” была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 г. Основной проблемой произведения является осуждение традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и злонравия. Пьеса “Недоросль” написана в классицистическом стиле, что отразилось в “говорящих” фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия: события происходят в […]...
- Тема сочинения: Значение развязки комедии Гоголя “Ревизор” Сам писатель считал, что единственным честным лицом в пьесе является смех. “Странно: мне жаль,- писал Гоголь в “Театральном разъезде”,- что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех”. Вспомните его слова из “Авторской исповеди”: […]...
- Главное лицо комедии помещица Простакова Простакова – грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в ее власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прошение у того, кто сильнее ее (сцепа с Правдиным в конце комедии). Простакова невежественна. Она враждебно относится к просвещению: […]...
- Главная суть авторской позиции в пьесах Петрушевской В цикле “Песни восточных славян” налицо отталкивание от пушкинских “Песен западных славян”. Но речь здесь, видимо, следует вести не столько о влиянии и тематической перекличке, хотя и это имеет место, сколько о полемичности и даже пародийности заглавия и жанрового определения у Петрушевской по сравнению с пушкинским. Именно в нем сосредоточена главная суть авторской позиции. И […]...
- Главная особенность произведений Ивана Алексеевича Бунина Иван Алексеевич Бунин тонкий лирик, способный передать любые оттенки душевного состояния. Почти все произведения его посвящены любви. Цикл Темные аллеи является как бы альбомом, в котором собраны скорее не рассказы, а жизненные зарисовки. В них нет чувства законченности, но все же каждое уникальная история любви. У Бунина нет рассказа, который бы заканчивался счастливо. Я считаю […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Главная особенность произведений Уайльда Из-за которого его стоит прочесть – необыкновенное, яркое остроумие, ироничность и обилие парадоксов. Парадокс – это яркая, эффектная неожиданная мысль, которая противоречит традиционному, общепринятому мнению, или которая сама содержит некоторое противоречие, отражающее противоречивость жизни. В основном в парадоксах Уайльда отразилось неклассическое мировоззрение. Например: “Единственный способ избавиться от искушения (искушения согрешить) – поддаться ему”. Кстати, классическое […]...
- Главная радость жизни в поэтике Твардовского Молодость его была трудной, но было в ней много светлого, хорошего, что смог унести с собой в жизнь. И начинающим писателям он не желал легкой жизни. хотя по себе знал, как иные трудности могут отравить жизнь и что дальше будет все труднее, “как по-своему мне сейчас труднее, чем в моей трудной молодости”, но человек обязан […]...
- Д. И. Фонвизин Среди русских писателей, имевших дар видеть и передавать все нелепое в жизни, первым был Фонвизин. В своих произведениях он искусно подбирал и использовал выражения, которые на долгое время оставались в памяти читателя. Фонвизин считал, что в окружающем мире больше зла, чем добра, и был глубоко озабочен из-за несовершенства человека и общества. Денис Иванович Фонвизин был […]...
- Борьба Чацкого против “фамусовщины” в комедии “Горе от ума” Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. Одну из причин вредного влияния на русскую жизнь фамусовщины он видит в общественных “предрассудках”. Понятно его страстное обличение тех, кто “сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”, понятно его возмущение против “старух зловещих, стариков, дряхлеющих […]...
- Характеристика образа Полковника Скалозуба в комедии “Горе от ума” Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб – “И золотой мешок и метит в генералы”. Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. В его облике нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив. Как и Фамусов, полковник Скалозуб руководствуется в своей жизни “философией” и идеалом “века минувшего”, только в еще более грубой и откровенной форме. Цель […]...
- Главная героиня рассказа “Старуха Изергиль” Рассказ ” Старуха Изергиль ” (1894) продолжает цикл романтических произведений раннего Горького. Главная героиня рассказа – старая молдаванка Изергиль, которая рассказывает историю своей нелегкой жизни, подчеркивая ее двумя легендами, которые в аллегорической форме раскрывают полемику писателя с философией Ф. Ницше. Главный герой первой легенды, которая воплощает образ ницшеанского “Сверхчеловека”, – Ларра, сын женщины и орла. […]...
- Сочинение на тему: Раскрытие конфликта комедии Грибоедова “Горе от ума” Уже в самом названии комедии “Горе от ума” (1822-1824) отражается знаменательное противоречие. Для просветительской философии ум и счастье воспринимались как синонимы. Основу убеждений просветителей составляла вера в то, что просвещенный ум является вершителем судеб человечества. Это нашло яркое выражение и пушкинской “Вакхической песне” (1829): “Так ложная мудрость мерцает и тлеет… Пред солнцем бессмертным ума”. Но […]...
- Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” В конце зимы 1824 года по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов. Талантливый русский дипломат и писатель не случайно выбирает местом действия своей пьесы московские гостиные. Колыбелью автора была аристократическая Москва. Москва образованная и воспитала его ум и […]...
- Какую роль в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” играет сцена бала? Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” посвящено почти все третье действие (с 4 по 22 явления). В этой сцене все сюжетные линии комедии достигают своей кульминации, а некоторые из них – и развязки. Начинается она с приезда гостей в дом Фамусова. Все они представители его, Фамусова, мира. Гости полностью разделяют его […]...
- Литературная критика: Тема школы для немецкой литературы Тема школы, традиционная для немецкой литературы,- одна из сквозных тем романа. Старая школа – исходная точка пути героя, новая – знак коренного поворота в его жизни, связанного с поворотом истории. С первых же послевоенных дней литература на востоке Германии обратилась к проблемам строительства новой жизни, воспитания нового человека. Ее путь отмечен все более глубоким проникновением […]...
- Краткое изложение пьесы Фонвизина “Недоросль”. Действие пятое Явление I. Правдин рассказывает Стародуму, что получил поручение взять под опеку дом и деревни Простаковой, если ее “бешенство может сказаться на подвластных ей людях”. Стародум рад такому повороту дела и произносит горячий монолог об обязанностях истинного государя защищать своих подданных. Явление II Милон с обнаженной шпагой отталкивает от Софьи Еремеевну. Софья кидается к дяде, прося […]...
- “Театр в театре” в комедии А. Н. Островского “Лес” Комедия А. Н. Островского Лес была написана в 70-е годы XIX столетия, когда в русском обществе протекали процессы, связанные с последствиями отмены крепостного права. Они затронули не только крестьянство, но также и судьбы дворянства и других слоев населения. В этой пьесе поставлено много проблем, характерных для этого периода развития России. Кроме того, эта пьеса принадлежит […]...
- Замысел и композиция “Человеческой комедии” О. де Бальзака Принцип сквозных персонажей. Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что “действительность в искусстве не есть действительность в жизни”, и видел задачу своего великого произведения в показе не […]...
- Краткое изложение Главная улица Синклер Льюис Синклер Льюис Главная улица Молодая девушка, Кэрол Милфорд, заканчивает Блоджет-колледж в Сент-Поле и раздумывает о том, какому бы благородному занятию ей посвятить свою жизнь. Она намерена в любом деле, каким бы ни занялась, добиться значительных результатов. Сначала она год работает в Чикаго, в городской библиотеке, затем в публичной библиотеке Сент-Пола. Однажды в гостях она знакомится […]...
- Головна тема поезії По Головна тема поезії По – тема скорботності й відчаю, викликаних смертю коханої, тема загибелі чудової жінки (“Улялюм”, “Аннабел-Лі”), яка переростала в тему безвихідності людського існування (“Ворон”). Поет пише про недовговічність щастя і недосяжність ідеалу (“Ельдорадо”), прославляє красу й сумує за нею. Вислизаючи з реального життя, краса продовжує своє існування в сновидіннях поета та його ліричного […]...
- Героиня комедии А. П. Чехова “Вишневый сад” Образ Раневской неуловимый в своей прелести, вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры, нашедшие свое литературное выражение в Лариных и Ростовых, Кирсановых и Лаврецких, Обломовых и Левиных. Поэзия образа Раневской – в ее неразрывной связи с 337 усадьбой, старинным домом, вишневым садом. Р. не представляет своей жизни без вишневого сада, но и сад без […]...
- Базаров: Тема “лишнего человека” Базаров является главным персонажем романа И. С. Тургенева ” Отцы и дети “. В принципе его нельзя отнести напрямую к “лишнему человеку”. Ведь общество отторгает Базарова за его “несвоевременность”, а не сам он отстраняется от общества. Образ Базарова не был образом, в котором многие жившие тогда люди увидели бы себя. Поэтому Базаров является “болезненным явлением” […]...
- Персонажи в комедии “Горе от ума” “Горе от ума” – это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и литературу и сейчас, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена исторических эпох. В высказываниях различных персонажей комедии возникает реалистический образ старой Москвы, уходящей […]...
- Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. Пафос дружеской лирики лицейского периода состоит в составлении некоей оппозиции классицистическим ценностям. Лирика Пушкина этого периода насыщена анакреонтической тематикой, которая состоит в воспевании эпикурейских ценностей. В стихотворении “Пирующие студенты” поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радости беззаботного дружеского общения: […]...
- Герой комедии Мольера “Тартюф, или Обманщик” Тартюф без преувеличения самое знаменитое создание Мольера. Именно благодаря этому образу комедиограф приобрел славу великого творца литературных типов, черты которых представлены на высшей ступени их развития, в предельном выражении, очерчивающем одновременно высшую точку и границы человеческого явления. В отличие от Дон Жуана и Мизантропа (Алъцеста), как бы растворившихся в виде образов многочисленных бунтарей-соблазнителей и резонеров-обличителей, […]...
- Развитие образа Хлестакова в черновых редакциях комедии Но в первой и во второй черновых редакциях комедии у Хлестакова еще недостаточно выявлены и типические, и общечеловеческие черты. В монологе Осипа (второе действие) Хлестаков наделен чертами мелкого жулика: “извозчиков надувает” . В одном из вариантов второй редакции добавлено: “в картишки надувает” (затем вычеркнуто). В последующих редакциях это отсутствует. В первой черновой редакции Хлестаков сам […]...
- Героиня комедии Чехова “Чайка” Аркадина “Обворожительная пошлячка”, “обаятельная каботинка”, “самодовольная и самоуверенная провинциальная знаменитость” – такова А. в оценке театральной критики. Основа характера А. – “воля к самоутверждению и славе” (слова Н. Е. Эфроса о Л. Б. Яворской, в которой современники видели жизненный прототип А.). Сын А. Треплев с тоской и ревностью говорит о том, что она “скупа”; не […]...
- Честь и бесчестие персонажей комедии И. Карпенка-Карого “Хозяин” Что на сегодняшний день означает понятие “честь”? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других – это “земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!” Поэтому и героев комедии “Хозяин” можно поделить на два лагеря за этими “понятиями” чести. Очевидно, человеком […]...
- Тригорин центральный персонаж комедии А. П. Чехова “Чайка” Линия Тригорина в комедии как бы нарочито снижена, прозаизирована. Его личность лишена всякого ореола “знаменитого писателя, любимца публики”. Т. ходит в “рваных ботинках и брюках в клетку”; любит удить рыбу и “радуется, что поймал двух голавлей”; старается не привлекать к себе внимания; не разучился “конфузиться” от похвал; “вялый, рыхлый, всегда покорный”, он лишен “характера”; волнуется […]...
- Вишневый сад как центральный образ в комедии Чехова Образ вишневого сада является центральным образом в комедии Чехова, он представлен лейтмотивом различных временных планов, невольно соединяя прошлое с настоящим. Но вишневый сад – не просто фон происходящих событий, он – символ усадебной жизни. Судьба имения сюжетно организует пьесу. Уже в первом действии, сразу после встречи Раневской, начинается обсуждение спасения заложенного имения от торгов. В […]...
- Образы и характеристики основных героев комедии Грибоедова “Горе от ума” В центре системы образов комедии, конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. И они, в свою очередь, проявляют себя в контактах и с Чацким, и друг с другом. Так, для полноты представления о Фамусове необходимо учитывать и его характеристики, и взаимоотношения […]...
- Совпадение сюжетов “Ревизора” и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненки Вот уже более чем сто лет пишут о совпадении сюжетов “Ревизора” и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненки “Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе”. Опубликованная в 1840 году в “Пантеоне русского и всех европейских театров” с указанием: “писана в 1827 году”, комедия Квитки была разрешена к печати в 1828 году цензором С. Т. Аксаковым. Автор […]...