Героиня комедии Фонвизина “Недоросль”

Сюжет пьесы Фонвизина строится вокруг событий, происходящих в деревне, где живет все семейство Простаковых-Скотининых в ожидании свадебного сговора Тараса Скотинина с дальней родственницей Простаковых – Софьей. История, знакомая современникам Фонвизина по “среднему”, “мещанскому” жанру литературы, которая приближала своих персонажей к реальной жизни русских зажиточных дворян и мещан.

Госпожа Простакова живет как тысячи ее соотечественниц на российских просторах: управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых,

воспитывает сына Митрофанушку – “готовит его в люди”. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”, – простодушно признается сама Простакова. Сценическая жизнь героини Фонвизина изобилует бурными событиями. Интрига пьесы движется в основном ею: она затевает сговор своего брата без согласия невесты Софьи, но, узнав из письма дядюшки Ста-родума, что Софья стала богатой невестой, решает женить на ней Митрофана. Меняя тактику и усмиряя разбушевавшегося Скотинина, Простакова в пылу драки обнаруживает у себя в доме Ста-родума, приехавшего за Софьей. Узнав, что у него на примете уже есть жених для племянницы,
пытается насильно обвенчать Софью с Митрофаном, для чего организовывает похищение девушки.

Домашний тюремщик, “злая фурия” в отношениях с мужем и братом, П. азартно, деятельно творит историю дома по тому образу, который был заложен в ее существо житейскими навыками “великого и старинного” рода Приплодиных-Скотининых. “Содом неприбранных инстинктов” – так называет В. О. Ключевский тот способ жизни, который воспроизводит П. Ее власти, данной ей законом, власти Дикой самоутверждающейся наглости, ничто не противопоставлено в общественной морали. Она, бесчинствуя в доме, умудряется оставаться в рамках негласно принятых норм поведения: “Разве я не властна… в своих людях”. Случившееся в финале обуздание П. – случайность, что сразу поняли современники Фонвизина, а отчасти и персонажи комедии. Даже Еремеевна, преданная Простаковым всей душой, вглядевшись в лежащую без памяти хозяйку, всплеснув руками, произносит: “Очнется, мой батюшка, очнется”.

Существует лишь одна линия в сюжете, которая имеет для Простаковой глубокое драматическое содержание. Это ее взаимоотношения с Митрофаном: “матушкин” сын, так же как и она сама, не пренебрегая никакими средствами, добивается исполнения своих желаний, состоящих в чревоугодии и безделье. Он, видя, что планы матери рухнули и все летит “к черту”, в ответ на ее порыв: “Один ты остался у меня”, заявляет: “Да отвяжись…” И “злая фурия” лишается чувств от потрясения. “Очнувшись, в отчаянии” П. восклицает: “Нет у меня сына”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Героиня комедии Фонвизина “Недоросль”