Честь и бесчестие персонажей комедии И. Карпенка-Карого “Хозяин”


Что на сегодняшний день означает понятие “честь”? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других – это “земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!” Поэтому и героев комедии “Хозяин” можно поделить на два лагеря за этими “понятиями” чести.

Очевидно, человеком чести можно назвать юношу Кукушку, на которого Лихтаренко и Феноген клеветали, а Пузырь освободил его как вора. Кукушка говорит клеветникам: “И скорее бы у меня рука отсохла, чем протянулась к чужому скорее бы мозг мой высох в голове… Неужели ни у кого из вас не пошевелится сожаление на мои правдивые слова?..” Скажите, может ли искренний, справедливый человек накликать на себя такие проклятия? Я думаю, что нет! Досадно, что Кукушка выглядел слабее приспешников “хозяйского колеса”. Приговор один – доказанный и от отчаяния, он повесился. Существует понятие чести и для родовитого помещика Петра Петровича. Это он заставляет Пузыря дать деньги на памятник Котляревскому.

Понятие чести (хотя в некоторых ее проявлениях) присуще дочери Пузыря Соне и учителю гимназии Калиновичу. Однако им не хватает воли, мужества, действенных поступков (вместо разговоров), чтобы противостоять грубой мужицкой силе Пузыря.

По моему мнению, понятие

чести существует и для шахмейстра Куртца, который не исчез одурачивать людей и, покупая овец, не хочет наживаться на человеческом горе, делая такую цену, которую просят крестьяне. Это не нравится Пузырю-миллионеру. Для него весь мир становится ареной для купли и продажи. Это какая-то патологические прожорливость!

К такой когорте принадлежат Лихтаренко, Феноген, Маюфес, Зеленский – нелюди, для которых не существует понятия чести. Потеряв ее давно, они даже не чувствуют нужды в ней. И вместе с тем каждый из них стремится создать иллюзию чести, Например, Маюфес, предлагая Пузырю авантюру с перепрятыванием овец банкрота Петра Михайлова говорит: “Все дело надо вести без документов, и честь! А ком же поверит: только таким хозяевам, как вы!.. Ваше слово для всех – закон…”

Все они живут по жизненным принципам своего хозяина, приумножая его богатство. Но, “чтобы… была польза! Это коммерческая сделка!”

Итак, актуальность пьесы И. Карпенка-Карого “Хозяин” заключается в том, что она показывает нам яркую картину пор становления капитализма, которая очень похожа на нынешнюю. К сожалению, существуют и сейчас горе-хозяева, которые ратуют лишь за приумножение собственных средств. Сегодняшние “пузыри” и их “спутники” феногены, лихтаренки приносят не меньше бедствия трудовому народу, чем во времена И. Карпенка-Карого. Где же наши меценаты? Или они так же стремятся к “богатству без единой другой цели” в такое сложное экономическое для Украины время.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Образ сивоока.
Честь и бесчестие персонажей комедии И. Карпенка-Карого “Хозяин”