Эразм Роттердамский

Дезидерий Эразм Роттердамский (настоящее имя Терт Гертсен) – знаменитый нидерландский писатель эпохи Возрождения, крупнейший мыслитель “христианского гуманизма”, один из авторитетнейших лидеров гуманистического движения в Европе. Он родился в. Роттердаме, обучался в церковной латинской школе, а после смерти своих родителей постригся в монахи. Однако в 1493 г. Эразм покидает монастырь, чтобы продолжить свое образование, изучает классическую философию и богословие в Париже, в Турине. Много путешествует, живет в Англии, Швейцарии, Австрии,

Италии, Германии. Дружит и переписывается со многими выдающимися учеными своего времени. В Европе Эразма Роттердамского знали еще и потому, что он писал свои сочинения на самом почитаемом в ту пору и широко бытовавшем в высших кругах латинском языке. Его перу принадлежат сочинения сатирические (“Похвала Глупости”, “Разговоры запросто”), теологические (“Метод истинного богословия”, “О свободе воли”), по филологии (“О правильном произношении латинских и греческих слов”, “Цицерониан”) и др.

Среди произведений нидерландского гуманиста особую известность приобрел его трактат

“Похвала Глупости” (1509), опубликованный в 1511 г. с посвящением другу Эразма – английскому гуманисту Томасу Мору. Книга обнаруживает одновременно развитие традиции античной сатиры, например Лукиана, и традиции немецкой сатирической литературы “о глупцах”. Это как бы шутливый панегирик, похвальная речь; по всем правилам красноречия хвалу себе возносит сама госпожа Глупость (или госпожа Мория – от греч. “глупость”). Эразм, с одной стороны, высмеивает человеческие пороки и заблуждения, показывая, что именно глупость является причиной войн, непомерного тщеславия, обманов и прочих злодеяний. Но жизнелюбие и оптимизм писателя Возрождения накладывают свой отпечаток, отчего образ Глупости у него получается совсем не однозначным. Иногда она трактуется как обычная энергия, неуемность, свойственная человеческой натуре. И тогда глупость может послужить причиной для самых благих деяний: научных открытий, творений искусства, создания жизненных удобств и т. д. Вся человеческая жизнь оказывается неким царством Глупости, в котором человек предстает одновременно рациональным и эмоциональным существом, мудрецом и глупцом в то же самое время. Очень большое влияние оказало сочинение Эразма на Рабле и Монтеня, Сервантеса и Шекспира, Свифта и Вольтера – сатириков последующих поколений.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Эразм Роттердамский