Литературная критика: Тема школы для немецкой литературы

Тема школы, традиционная для немецкой литературы,- одна из сквозных тем романа. Старая школа – исходная точка пути героя, новая – знак коренного поворота в его жизни, связанного с поворотом истории. С первых же послевоенных дней литература на востоке Германии обратилась к проблемам строительства новой жизни, воспитания нового человека. Ее путь отмечен все более глубоким проникновением в сущность этого процесса – в перипетии борьбы нового со старым и в конфликты, порожденные самим развитием нового, в противоречия внутри страны и в то,

как отзывались в жизни республики политические события за ее пределами. “Наша литература довела до сознания читателей все процессы, происходящие в нашем обществе, со всеми их особенностями”, – говорила Анна Зегерс.

Герман Кант имел все основания заявить в докладе на съезде: “Мы вправе сказать, что были на своем месте и старались выполнить свой социалистический долг”. В первые послевоенные годы тема строительства новой жизни звучала в литературе как тема вступления в новую жизнь, как ее открытие, ее начало. Пафос произведений, посвященных этой теме, определялся в первую очередь стремлением утвердить

преимущества и перспективы социалистического строя перед капиталистическим. Поэтому новое рисовалось прежде всего в противопоставлении старому, как антитеза фашистскому прошлому Германии или же социальным порядкам (“Решение” А. Зегерс, “Расколотое небо” К. Вольф, “Тинко” и в определенной мере “Оле Бинкоп” Э. Штритматтера). Но можно было бы проследить, как акценты все явственнее сдвигались в сторону социалистической действительности с ее внутренними проблемами и возможностями, как входили в литературу новые темы, конфликты, характеры.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Литературная критика: Тема школы для немецкой литературы