Вишневый сад как центральный образ в комедии Чехова

Образ вишневого сада является центральным образом в комедии Чехова, он представлен лейтмотивом различных временных планов, невольно соединяя прошлое с настоящим. Но вишневый сад – не просто фон происходящих событий, он – символ усадебной жизни. Судьба имения сюжетно организует пьесу. Уже в первом действии, сразу после встречи Раневской, начинается обсуждение спасения заложенного имения от торгов. В третьем действии имение продано, в четвертом – прощание с усадьбой и прошлой жизнью.

Вишневый сад олицетворяет не только усадьбу:

он прекрасное творение природы, которое должен сохранить человек.

Автор уделяет большое внимание этому образу, что подтверждается развернутыми ремарками и репликами героев. Вся атмосфера, которая связана в пьесе с образом вишневого сада, служит утверждению его непреходящей эстетической ценности, утрата которой не может не обеднить духовной жизни людей. Именно поэтому образ сада выносится в заглавие. Вишневый сад выступает своеобразным нравственным критерием, по отношению к нему определяются не только действующие лица пьесы, но и мы.

“Вишневый сад” – комедия о беспечных русских людях, – писал

Ю, Соболев. В этой пьесе переходит в грусть, оборачивает тревогой. Большое количество комических сцен – фокусы Шарлотты, ошибки Епиходова, глупые речи Гаева, только усиливают грусть, “тоску по идеалу”. В классической комедии порок обычно бывает наказан, добродетель торжествует.

В пьесе Чехова нет явно отрицательных героев, и положительные отсутствуют. Неясен с первого взгляда и конфликт произведения. Дело в том, что предметом изображения в пьесах драматурга является собственно не действие, их нежелание и невозможность совершить поступок. Именно это и осмеивается в комедиях Чехова К. С. Станиславский отмечал особый характер конфликта пьесы “Вишневый сад”

Комизм “Вишневого сада” коренится в ситуациях, отражающих комедийный смысл самой жизни. Чехов своеобразно трактовал этот жанр. В его представлении комедия – это драма, с тончайшей иронией высмеивающая пошлость. Традиционный обличительный пафос, “смех сквозь слезы”, по меткому замечанию писательницы Тэффи, в поэтике Чехова сменяется “смехом вместо слез”.

Пьеса “Вишневый сад” была написана А. П. Чеховым в 1903 году, на рубеже эпох. В это время автор полон ощущения того, что Россия находится в преддверии огромных перемен. Как любой человек, Чехов мечтал о будущем, о новой жизни, которая принесет людям что-то светлое, чистое и прекрасное. Именно этот мотив ожидания лучшей жизни звучит в пьесе “Вишневый сад”. Чехов чувствует, что старая жизнь постепенно уходит, а новая – лишь только зарождается.

Каким видел будущее Чехов? О каком будущем он мечтал? Ответить на эти вопросы помогут герои “Вишневого сада”. Стремление к новой жизни в пьесе воплощается в образахЛопахина, Ани и Пети Трофимова. Именно о них я и буду говорить. На смену уходящему дворянству (Гаеву и Раневской), чей “вишневый сад” уже отцвел, приходят новые “хозяева” жизни – новые люди в лице купца Лопахина.

Образ Лопахина неоднозначен. С одной стороны, Лопахин в своих делах руководствуется лишь личными выгодами и соображениями. Его голова забита мыслями о купле и продаже. Он предлагает вырубить вишневый сад, настроить дач, чтобы внуки и правнуки увидели новую жизнь. Он нужен обществу, “как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь…”.

С другой стороны, Лопахин – человек труда. Он встает “в пятом часу утра” и “работает с утра до вечера”. Лопахин активен, энергичен. Он прилагает все усилия, чтобы спасти вишневый сад от продажи. Ведь именно Лопахин советует Раневской сдать имение в аренду, чтобы не потерять его. Он постоянно дает ей деньги взаймы. У Лопахина “тонкая, нежная душа”. Ему присущи и доброта, и мягкость. Именно Лопахину принадлежат слова: “Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…”

Лопахин чувствует неловкость из-за того, что купил вишневый сад. Он говорит: “О, скорее бы это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”.

Лопахин предвещает новую жизнь. Может быть, он и есть тот человек будущего, предприниматель, твердо оценивающий все, что происходит вокруг. Возможно… Но это не тот человек, о котором мечтал Чехов.

Тогда, быть может, Петя Трофимов? Петя – студент, разночинец, “облезлый барин” и “недотепа”, живущий в имении Раневской. Он говорит о новой жизни: “Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!” Эти слова рождены глубоким чувством. Они сказаны восторженно, с пафосом. Трофимов призывает начать новую жизнь, но для этого нужно сначала “искупить… прошлое, покончить с ним…”. Эти слова чисты, светлы и искренни. Но это только философствования, нереализованные мечты.

Но в пьесе есть героиня, которую увлекают эти романтические речи Пети. Это Аня, обаятельная, искренняя девушка, способная работать для того, чтобы увидеть будущее, о котором говорил Трофимов. Аня – это образ весны, нового, светлого будущего. Именно она, как мне кажется, воплощает чеховскую мечту о новой жизни. Ее тонкая, лиричная душа способна перевернуть жизнь. Пусть это немного наивно и смешно, но Аня сможет дойти вместе со всем человечеством “к высшей правде, к высшему счастью”, у нее хватит сил. И на свете появится новый вишневый сад. Поэтому хочется вместе с Аней сказать: “Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь!..”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Вишневый сад как центральный образ в комедии Чехова