Героиня лирической драмы А. А. Блока “Незнакомка”

Образ Н. впервые появляется в стихотворении того же названия. В нем описывается “скука загородных дач” и пошлая обстановка пригородного ресторана. Этой прозаической картине противопоставлено нездешнее видение прекрасной Н., которая в одиночестве проходит меж рядами пьяных. Она наделена всеми возможными романтическими атрибутами: одета в “упругие шелка”, на ней “шляпа с траурными перьями”, “в кольцах узкая рука”. Появление Н. имеет двойственную мотивировку: среди присутствующих ее видит один поэт, но при этом поэт пьян,

и видение может быть истолковано равным образом как хмельная галлюцинация.

Поклонники ранней лирики Блока, прежде всего Андрей Белый и Сергей Соловьев, с неодобрением отнеслись к эволюции, которую претерпел поэт от “Прекрасной Дамы” к Н. и дальше – к Снежной маске и Кармен, поскольку в них прослеживается отход от романтических мечтаний и утопических идей. В творчество Блока входит тема земной страсти, он обращается в них к реальности, погружается в жизнь большого города. “Вместо “Хранительницы девы”, “Царевны Золотокудрой”, Беатриче музой его становится “Незнакомка”, “Снежная

маска”, “Цыганка”… Друзья того Блока, который сознавал себя “стражем в приделе Иоанна”, не могли примириться с этой переменой. Андрей Белый и я в печати заявили, что Блок изменил своему прошлому”.

Лирическая драма “Незнакомка” (первоначально ее жанр определялся как “три видения”, в окончательном тексте “видениями” называются действия пьесы) продолжала развивать противопоставление, на котором строилось стихотворение, между миром романтической мечты и действительностью. Но, как указывал сам Блок, в драме развиваются темы и других его стихотворений 1906 года: “Там дамы щеголяют модами…”, “Твое лицо бледней, чем было…”, “Шлейф, забрызганный звездами…”, “Там, в ночной завывающей стуже…” Ее герой – поэт, мечтающий встретить на земле возлюбленную, портрет которой он случайно приобретает у одного из посетителей кабачка. Его горячая мольба – “воплотись” – исполняется, и звезда, падая с неба, воплощается в прекрасную Незнакомку Марию. Но пьяный поэт не смог стать земной опорой для нее, точно так же как и персонаж под именем Голубой. Не узнает ее в земной женщине и астроном, который давно наблюдает за звездой Марией и переживает ее исчезновение с небосклона. Н. попадает в руки одного из пошляков; соприкоснувшись с земной пошлостью, она возвращается на небосклон.

Эпиграфами к драме “Незнакомка” Блок избирает два отрывка из “Идиота” Достоевского, оба относящиеся к Настасье Филипповне, что еще раз подчеркивает двойственность женского образа, воплощенного в Н., привносит в ее образ тему поруганной красоты.

Драма “Незнакомка” намечалась к постановке в театре В. Ф. Комиссаржевской в 1906-1907 годах, но была запрещена цензурой, поскольку цензор О. И. Ламкерт нашел, что “автор в лице “незнакомки” изобразил богоматерь”. Запретила цензура постановку пьесы и в 1912 году. Впервые она была поставлена в 1913 году в студии молодых актеров московского Литературно-художественного кружка. В 1914 году ставилась силами молодых актеров студии В. Э. Мейерхольда, в 1917 году – в московском “Кафе-Питтореск” (режиссер С. В. Вермель).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Героиня лирической драмы А. А. Блока “Незнакомка”