Героиня “семейной драмы” Г. Ибсена “Привидения”

Героиня “семейной драмы” Г. Ибсена “Привидения” (1881), вдова капитана и камергера, мать Освальда Алвинга. Натура волевая, ибсеновская “сильная женщина”, Ф. А. на первом году брака с нелюбимым мужем пошла на серьезный компромисс, определивший всю ее дальнейшую жизнь. Она не смогла сделать решительный шаг и уйти от пьяницы и развратника мужа, поддавшись уговорам человека, которого любила и которому доверяла, – пастора Ман-дерса, труса и ханжи, типичного для Ибсена персонажа-разрушителя, никогда не упускающего шанса испортить жизнь ближнего.

Конечно, дело было не только в авторитете пастора; сама Ф. А. была психологически зависима от того, что потом так удачно назвала “привидениями”: ее давил “страх отживших понятий, верований и тому подобного”, что “уже не живет в нас, но все-таки сидит так крепко, что от него не отделаться”. Эти привидения – лицемерные представления о семейном и общественном долге, диктующем необходимость продолжения жизни с нелюбимым и недостойным человеком ради сохранения брака – заставили Ф. А. долгие годы усиленно поддерживать миф о высокой нравственности покойного мужа, в который верит Освальд.

Через много лет оказывается, что ее жертва была напрасной и преступной: сын-сифилитик, которого она намеренно с раннего детства воспитывала вдали от дома, унаследовал от отца неизлечимую, прогрессирующую

болезнь. Ф. А. живет прошлым, и в этом смысле настоящее для нее – только призрак, тень прошлого.

Ф. А. сама подобна призраку. Слабая попытка расквитаться с прошлым – деньги, равные сумме состояния Алвинга к моменту их женитьбы, сэкономленные героиней, чтобы сын ничего не унаследовал от порочного отца. Ф. А., безусловно, мужественный человек, способный принять правду, какой бы горькой она ни была. Большую роль в ее внутренней эволюции сыграли новые книги, чтение которых не одобряет пастор. Вполне возможно, что среди книг, воспитывающих свободомыслие, были и пьесы норвежского писателя Генрика Ибсена. Но, согласившись однажды на компромисс, она навсегда утратила ощущение радости жизни. Есть что-то тягостное, страшное в этой холодной женщине, способной творить мифы, но не способной к непосредственной теплоте, душевности. Не случайно так акцентируется в пьесе образ молоденькой Регины, исполненной радостью жизни, коей были лишены Ф. А. и ее сын Освальд.



Порівняльна характеристика фанні мальво і анастазі.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Героиня “семейной драмы” Г. Ибсена “Привидения”