Ф. М. Решетников (1841-1870)

Ф. М. Решетников (1841-1870) – сын разъездного почтальона. Он с детства хорошо узнал жизнь провинциального мелкого чиновничества, бурлаков. Статьи Белинского и Добролюбова, по собственному признанию молодого писателя, были “насущным хлебом для нравственного развития”. Центральной темой в его творчестве явилось изображение народа, обездоленных масс города и деревни, их забитости и нищеты.

В 1864 г. на страницах “Современника” была опубликована повесть Решетникова “Подлиповцы”, сразу принесшая ему |известность. Тургенев, отметивший

“трезвую правду” Решетникова, счел возможным поставить его в один ряд с такими выдающимися писателями, как Л. Толстой, Островский, Писемский, Салтыков-Щедрин. Герои повести – жители деревни Подлинная – Пила и Сысойка принадлежали к коми-пермякам, одной из наиболее угнетенных национальностей царской России. Их крайняя бедность, темнота, невежество изображены Решетниковым, с беспощадной правдивостью. Но подлиповцы даны в повести не статично. Писатель показывает, как его темные и забитые герои, попав “в бурлаки”, во многом изменяются. Само по себе обращение к теме бурлачества было типичным для эпохи 60-х
годов. Прогрессивные деятели русского искусства видели в бурлаках мощную социальную силу, в наибольшей степени способную к возмущению и протесту. Поэтому Чернышевский, например, заставил своего Рахметова сблизиться с бурлаками. В этом же плане следует воспринимать стихотворение Некрасова “На Волге”, а также знаменитую картину И. Е. Репина “Бурлаки”.

Сам Решетников назвал “Подлиповцев” “этнографическим очерком”. Действительно, в произведении много конкретных бытовых деталей, этнографических зарисовок, диалектизмов. Но по существу это все же не очерк, а народная повесть с четко построенным сюжетом, колоритными и рельефными характерами действующих лиц. Уже в “Подлиповцах” Решетников проницательно отразил чрезвычайно важный процесс, происходящий в русской жизни: формирование пролетариата. Сыновья Пилы Иван и Павел становятся кочегарами на пароходе, “работают “при машине”. Они начинают задумываться над вопросом: “А почто же не все богаты?” Одним из первых в русской литературе Решетников обратил внимание на развитие капитализма в России, показывая, какие новые бедствия это несет народу (романы “Где лучше?”, 1868; “Свой хлеб”, 1870).

В 70-е годы творчество Решетникова оказалось в центре литературной дискуссии. Салтыков-Щедрин принципиальным достижением писателя-демократа считал то, что он доказал, что “русская простонародная жизнь дает достаточно материала для романа”. Это была новая разновидность жанра: в нем “главным действующим лицом и главным типом является целая народная среда”. По мнению иных критиков (П. Ткачева, например), самый материал, избранный Решетниковым, не давал ему возможности создать именно роман. Спор о жанрах демократической литературы, о народном романе будет продолжен и в XX веке. Творческий опыт Решетникова окажется очень важным для последующего развития русской литературы. В той или иной мере он отразится у Д. Н. Мамина-Сибиряка, М. Горького и других писателей.

Выдающийся украинский писатель и революционер П. А. Грабовский в статье “Словце на словце” (1894) писал, что Решетников относится к небольшому числу “настоящих борцов за лучшее будущее и освобождение человечества”. Грабовский точно определил творческое своеобразие автора “Подлиповцев” и горячо советовал читать его произведения, так как они могут помочь украинской литературе утвердиться на позициях истинной народности, любви к родной земле и к родному языку.






Як обрати свій шлях у житті твір.
Ф. М. Решетников (1841-1870)