В. А. Слепцов (1836-1878)

В. А. Слепцов (1836-1878) в отличие от Помяловского и Решетникова был дворянином, но уже с раннего детства он вел жизнь разночинца. Богатый жизненный опыт дал ему материал для ранних очерков и рассказов: “Владимирка и Клязьма”, “Письма об Осташкове”, “Питомка”. Центральное произведение писателя – повесть “Трудное время” (1865), опубликованная в “Современнике”.

Основной конфликт повести строится на идейном столкновении революционера Рязанова и либерального помещика Щетинина. Слепцов (как и Помяловский в “Мещанском

счастье”) считает необходимым разоблачить поверхностный, напускной гуманизм Щетинина, показать разительное несоответствие его либеральных речей о “народных началах” и реальной помещичьей практики, которая сводится к эксплуатации народа. Устами Рязанова Слепцов утверждает мысль о неизбежности борьбы и после отмены крепостного права: “Везде, где есть сильный и слабый, богатый и бедный, хозяин и работник,- там и война…” Писарев, посвятивший “Трудному времени” специальную статью “Подрастающая гуманность”, воспринял Рязанова как одного из блестящих представителей излюбленного критиком “базаровского
типа”. Для Писарева повесть Слепцова послужила поводом для резкого разоблачения либерализма как социально-политического явления.

К. И. Чуковский обратил внимание, что повесть не случайно называется “Трудное время”. Действие ее относится к 1863 г. Это время действительно было очень тяжелым для демократического лагеря: стало ясно, что революционная ситуация так и не переросла в революцию. Поэтому грустен, даже подавлен герой повести. И все же он не теряет надежды. Рязанов вербует новые силы для освободительного движения. Он увозит с собой дьячкова сына, подсказывает жене Щетинина – Марии Николаевне – путь к иной, осмысленной жизни. Показательно, что в данном случае Слепцов отказывается от любовной интриги. Мария Николаевна выбирает свой путь не потому, что полюбила Рязанова, а потому, что убедилась в правоте его взглядов.

Повесть Слепцова включает в себя целую систему намеков, недомолвок, иносказаний, предназначенных для того, чтобы, с одной стороны, довести до читателя-друга основную мысль произ-веденця, а с другой – уберечь повесть от цензурного запрета. Сюжет повести явно ослаблен. По существу это цикл очерков, дающих возможность широко изобразить русскую пореформенную действительность. В 70-е годы творческая активность Слепцова заметно снижается. Его роман “Хороший человек”, начало которого было опубликовано в 1871 г., закончен не был. М. Горький, который высоко ценил “крупный, оригинальный талант Слепцова”, особо отмечал свойственные ему остроту наблюдений, независимость мысли и скептическое отношение к русской действительности. По мнению Горького, некоторыми чертами своего творчества Слепцов был близок к Чехову.






Інтернет мій друг.
В. А. Слепцов (1836-1878)