Сочинение по произведению Щедрина “Пошехонская старина”

“Пошехонская старина” (1887 – 1889) является последним произведением Щедрина. Оно создавалось уже после закрытия “Отечественных записок” (1884) и печаталось на страницах журнала “Вестник Европы”. “Пошехонская старина” во многом автобиографична. В ней отражены детские впечатления писателя, но, разумеется, ее значение значительно шире. Писатель решил обратиться к далекому прошлому, к эпохе крепостного права потому, что реакционные круги в 80-е годы усиленно идеализировали крепостные порядки, взаимоотношения помещика с крестьянами

представлялись “патриархальными”, отмена же крепостного права воспринималась, как Катастрофа.

Салтыков-Щедрин считал Необходимым рассказать молодому читателю о том, что на самом деле происходило в русской жизни в 30-40-е годы. Писатель был убежден, что, “несмотря на изменившиеся формы общественных отношений, сущность их еще остается нетронутой”, что прошлое не только помогает понять настоящее, но во многом и определяет его. Поэтому писатель стремится найти в жизненном материале, который изображен в его “Пошехонской старине”, закономерности, определяющие во многом и современную писателю жизнь.

В

русской литературе середины XIX в. было создано немало семейных хроник, посвященных изображению жизни помещичьей усадьбы (С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой). Общая тональность таких произведений, как правило, была светлой, жизнерадостной. У Салтыкова-Щедрина повествование выдержано в мрачных тонах; речь идет не о расцвете человеческой личности, а, напротив, ее вырождении и гибели: “Всебыло проклято в этой среде, все ходило ощупью в мраке безнадежнбсти и отчаянья, который опутывал ее. Одни были развращены до мозга костей, другие придавлены до потери человеческого образа. Только бессознательность и помогла жить в таком чаду”.

В “Пошехонской старине” фактически нет сатирического заострения, приемов фантастического гротеска. Повествование ведется в подчеркнуто спокойном, как бы бесстрастном тоне. Сама действительность оказывалась страшнее и даже фантастичнее любого художественного вымысла. Салтыкову-Щедрину как раз и нужно было убедить читателя в отсутствии любых преувеличений в его книге, Посвященной полному отрицанию любых форм угнетения человека человеком как в эпоху крепостного права, так и после его отмены.

Миру крепостников в “Пошехонской старине” противопоставлена целая галерея крестьянских образов, в числе которых писатель изображает крепостных, не только духовно искалеченных долгими годами рабства (Аннушка, “верный слуга” Конон), но и способных на бунт, гордых и непреклонных в решимости отстаивать до конца свое человеческое достоинство (Мавруша-Новоторка, Матрена-бессчастная, Ванька-Каин и др.). Обращаясь к молодым читателям, “детям”, Салтыков-Щедрин завещал: “Не давайте окаменеть и сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего”.






Чим зворушила повість климко.
Сочинение по произведению Щедрина “Пошехонская старина”