“Энеида” И. Котляревского – прекрасная и бессмертная жемчужина украинской литературы
Писатель не пошел слепо за Вергилием, а лишь взял канву из его произведения, создав на ее основе совершенно оригинальную поэму. И. Котляревский в своей поэме славит украинское казачество, подчеркивает его героизм и преданность всенародному делу, показывает жизнь разных слоев украинского общества II половины XVIII века. “Поэма Котляревского, – писал М. Рыльский, – самобытное и глубоко национальное произведение, где древние троянцы и латиняне переодеты в жупаны и кобеняки украинского казачества XVIII века, в кафтаны и мундиры тогдашнего чиновничества,
Со страниц “Энеиды” веет духом казацкой вольницы. И. Котляревский несколько раз использует слова казак: “Эней был парубок моторный и парень хоть куда казак”, “вам надо первым присмотреться, какой есть Эней казак”. Неоднократно упоминается Запорожская Сечь. Автор подает в произведении и описание казацкого войска,
Здесь с салом галушки лепалы,
Лемешку и кулеш глотали
И брагу кружкой таскали…
У Дидоны столы для гостей были накрыты уже богаче: здесь видим свиную голову с хреном, лапшу, индюка с подливой, кулеш и кашу, лемишки, зубцы, путрю, квашню, медовый шулик. А пили сливянку, мед, пиво, брагу, сыровец, – водку простую и калганку, сивуху. Исследователи творчества И. Котляревского установили, что в “Энеиде” больше упомянуто украинских блюд и напитков, чем в книге М. Маркевича “Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян”, изданной в 1860 году.
Есть в произведении и упоминания о предметах домашнего и хозяйственного обихода: у Дидоны троянцы едят из глазурованных мисок и кленовых тарелок. И. Котляревский – знаток этнографии. Он дает сведения о национальном наряде украинцев: женское и мужское, крестьянское и панское, будничное и праздничное. Юнона, собираясь ехать в Солу, “спрятала под кибалку пряжу”, “взяла шнуровку и юбку”. А Венера, отправляясь к Зевсу, “взяла чепец грезетовый и кафтан”. На Дидоне видим: “…юбку и корсет шелковый”, запаску, красные сапоги, платок с набивки.
В поэме можно найти сведения и об украинских народных инструментах и танцы. Например, на пиру у Дидоны
Бандура горлицы брынчала,
А дудка играла по балкам;
Санжаривки на скрипке играли,
Вокруг девушки танцевали
В дробушках, в сапогах, в свитках.
А сколько игр вспоминает автор в своем произведении: играли в свинки и панаса, журавля и крестики, ворона и чушки, жгута и хлыщ. И. Котляревский показал себя прекрасным знатоком народных обрядов заклинаний, лечения и колдовства. “Энеида” – этнографическая энциклопедия, по которой можно изучать народную жизнь того времени, так как здесь подробные описания вечерниц, поминок и похорон, гадания.
Итак, видим, что поэма “Энеида” – самостоятельное произведение, которое достаточно полно и разносторонне показывает жизнь в Украине II половины XVIII века.