“Энеида” И. Котляревского – прекрасная и бессмертная жемчужина украинской литературы

Писатель не пошел слепо за Вергилием, а лишь взял канву из его произведения, создав на ее основе совершенно оригинальную поэму. И. Котляревский в своей поэме славит украинское казачество, подчеркивает его героизм и преданность всенародному делу, показывает жизнь разных слоев украинского общества II половины XVIII века. “Поэма Котляревского, – писал М. Рыльский, – самобытное и глубоко национальное произведение, где древние троянцы и латиняне переодеты в жупаны и кобеняки украинского казачества XVIII века, в кафтаны и мундиры тогдашнего чиновничества,

в подрясники и рясы “халтурно рода” – духовенство, где широкой кистью нарисован быт тогдашней знати, что заменило собой Вергилиевых олимпийцев”. Кроме прекрасных картин народной одежды, в поэме упоминается множество блюд, игр, танцев, обычаев, обрядов и верований.

Со страниц “Энеиды” веет духом казацкой вольницы. И. Котляревский несколько раз использует слова казак: “Эней был парубок моторный и парень хоть куда казак”, “вам надо первым присмотреться, какой есть Эней казак”. Неоднократно упоминается Запорожская Сечь. Автор подает в произведении и описание казацкого войска,

и называет казацкие полки, и вспоминает гетманов, и вкладывает в уста троянцев казацкую песню, и перечисляет различные виды оружия, а именно: фузии, флинта, булдимок, яничарка, копья гаковница, палаши, келеп. В образах троянцев И. Котляревский обрисовал украинских казаков-запорожцев, которые умеют держать в руках оружие и постоять за честь отчизны, а еще любят погулять, развлечься и хорошо поесть. Какие же блюда едят троянцы? Вот каким был обед после бури на море:

Здесь с салом галушки лепалы,

Лемешку и кулеш глотали

И брагу кружкой таскали…

У Дидоны столы для гостей были накрыты уже богаче: здесь видим свиную голову с хреном, лапшу, индюка с подливой, кулеш и кашу, лемишки, зубцы, путрю, квашню, медовый шулик. А пили сливянку, мед, пиво, брагу, сыровец, – водку простую и калганку, сивуху. Исследователи творчества И. Котляревского установили, что в “Энеиде” больше упомянуто украинских блюд и напитков, чем в книге М. Маркевича “Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян”, изданной в 1860 году.

Есть в произведении и упоминания о предметах домашнего и хозяйственного обихода: у Дидоны троянцы едят из глазурованных мисок и кленовых тарелок. И. Котляревский – знаток этнографии. Он дает сведения о национальном наряде украинцев: женское и мужское, крестьянское и панское, будничное и праздничное. Юнона, собираясь ехать в Солу, “спрятала под кибалку пряжу”, “взяла шнуровку и юбку”. А Венера, отправляясь к Зевсу, “взяла чепец грезетовый и кафтан”. На Дидоне видим: “…юбку и корсет шелковый”, запаску, красные сапоги, платок с набивки.

В поэме можно найти сведения и об украинских народных инструментах и танцы. Например, на пиру у Дидоны

Бандура горлицы брынчала,

А дудка играла по балкам;

Санжаривки на скрипке играли,

Вокруг девушки танцевали

В дробушках, в сапогах, в свитках.

А сколько игр вспоминает автор в своем произведении: играли в свинки и панаса, журавля и крестики, ворона и чушки, жгута и хлыщ. И. Котляревский показал себя прекрасным знатоком народных обрядов заклинаний, лечения и колдовства. “Энеида” – этнографическая энциклопедия, по которой можно изучать народную жизнь того времени, так как здесь подробные описания вечерниц, поминок и похорон, гадания.

Итак, видим, что поэма “Энеида” – самостоятельное произведение, которое достаточно полно и разносторонне показывает жизнь в Украине II половины XVIII века.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

“Энеида” И. Котляревского – прекрасная и бессмертная жемчужина украинской литературы