Чем же так привлекают к себе читателей басни Крылова?
Басня – это короткий рассказ, в котором заключен иносказательный смысл. Иносказание, аллегория появляются, когда отвлеченную мысль, понятие писатель заменяет изображением конкретного предмета, живого существа или явления реальной жизни. Действуют в баснях обычно звери, птицы, насекомые, имеющие человеческие черты в своих действиях и речах. В Древней Греции басни известны с V-VI веков н. э. Бытовали басни в странах Востока и в Индии. Во Франции прославился баснями Лафонтен, его охотно переводили и в России, где в XVIII веке басни писали Антиох
В нескольких стихотворных строках он показывает сцены общественной жизни, быта, рисует картины нравов, произносит юмористические монологи, сатирические внушения. Басни Крылова, в отличие от произведений многих других баснописцев, нельзя называть наставлениями, преподанными в виде аллегории. Это произведения социальной сатиры, и образы их – жизненные
Куда людей на свете много есть, Которые везде хотят себя приплесть И любят хлопотать, где их совсем не просят.
Но басня Крылова “Муха и Дорожные” – прежде всего пример реалистической художественной манеры. Он живописует картину движения тяжелого экипажа по трудной дороге, поведение кучера, пассажиров:
В июле, в самый зной, в полуденную пору, Сыпучими песками, в гору, С поклажей и с семьей дворян, Четверкою рыдван Тащился.
Слова отобраны так искусно, что читатель начинает ощущать жару знойного июльского полдня, хрустение песка под тяжестью рыдвана, запряженного четверкою усталых лошадей. С удивительной лаконичностью Крылов создал и бытовую зарисовку, запечатлел жанровую сценку из быта господ и слуг. А как живо передано волнение, охватившее псарню при появлении Волка (басня “Волк на псарне”):
Поднялся вдруг весь псарный двор Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку. Псари кричат: “Ахти, ребята, вор!” И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем. “Огня! – кричат,- огня!”…
Глаголы сменяют друг друга, образуя непрерывность действия. Дальше течение стиха замедляется – волк сидит в углу, не двигаясь, он чувствует, что не уйти ему от расправы.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом, Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть… Но силы неравны. Перед волком не овцы, а люди и собаки.
И столь же естественно передан диалог – попытка Волка пойти на мировую и отказ Ловчего:
“Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой”. И тут же выпустил на Волка гончих стаю. Какую стаю, зачем гончие? Волк ведь пойман, сидит в углу. Звать гончих к нему – неправдоподобно.
А здесь Крылову и не нужно правдоподобия. Он должен прояснить свою аллегорию, сказать, что он под набегом Волка подразумевает войну с Наполеоном в 1812 году. После Бородинского сражения, убедившись в неудачном для него ходе боевых действий, Наполеон говорил и писал, что хочет прекратить кровопролитие и поладить с Россией, что Тильзитский мир вполне определяет их отношения и т. д. Армия французов начала отступление от Москвы, русские войска и отряды партизан гонят зверя, преследуют армию Наполеона. Басню “Волк на псарне” Крылов послал Кутузову, и фельдмаршал читал ее вслух своим офицерам.