Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

Творчество И. А. Крылова началось еще в XVIII в., когда он издавал известные сатирические журналы “Почта духов” и “Зритель”, сыгравшие важную роль в развитии русской демократической литературы. В конце XVIII – начале XIX в. он написал несколько драматических произведений. Его комедии “Модная лавка” и “Урок дочкам” имели большой успех у зрителей. Однако и памяти целого ряда поколений Крылов остался прежде всего как баснописец.

Истоки басни восходят к глубокой древности. Этот жанр начал усиленно разрабатываться в XVIII в.:

достаточно вспомнить басни Сумарокова, Хемницера, Дмитриева. Но только басни Крылова отличаются подлинной народностью, сатирической направленностью, высоким художественным совершенством. В сознание миллионов читателей давно уже вошли не только басни, но и сам облик Крылова – мудрого дедушки, который с лукавым простодушием умел говорить суровые истины своим современникам и нравственные уроки которого так важны и актуальны и сегодня. Басни Крылова внесли новую, свежую струю в литературу начала XIX в. Ничего общего с сентиментализмом и романтизмом у него не было. Не случайно Пушкин решительно утверждал, что ни в
коем случае нельзя сближать Крылова с Карамзиным. Крылов продолжал другую линию в русской литературе, характеризуемую именами Новикова, Фонвизина, Радищева. В этой связи можно Вспомнить, что еще в повести “Каиб” (1792) он весьма иронически изобразил и классициста, и сентименталиста, в одинаковой Степени далеких от объективного изображения реальной действительности.

По своей природе басни всегда дидактичны, поэтому они совершенно естественны в системе просветительского реализма с егонравоучительными тенденциями. Однако величие Крылова заключается в том, что он перерастает эти рамки. Его басни – абстрактное обличение пороков. С поразительным лаконизмом Крылов воссоздает типичные жизненные ситуации. Персонажи крыловских басен всегда колоритны, индивидуальны, неповторимы, но имеете с тем они рельефно передают особенности определенных социальных или психологических типов. За многочисленными басенными зверушками, птицами или насекомыми легко угадываются люди с их характерами, привычками, нравами, поступками, порою даже совершенно определенные личности или события. Так, язвительная басня “Квартет” со знаменитой концовкой:

“А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь”

Написана по поводу преобразования Государственного совета (по другим сведениям, в ней высмеивалась “Беседа любителей русского слова”, состоящая из 4 разрядов). Утомительно-скучные литературные чтения в этой же “Беседе” высмеивались в басне “Демьянова уха”.

Крылов очень быстро откликался на конкретные политические и общественные события, но под пером великого баснописца реальный факт поднимался до высокого социально-политического и художественного обобщения. Именно поэтому басни его продолжают жить для все новых и новых поколений, доставляя им эстетическое наслаждение и являясь неиссякающим, источником мудрости.

Давным-давно нет Государственного совета, а “Квартет” и сегодня служит остроумным и вместе с тем серьезным предостережением и уроком. Многие отрицательные явления в жизни, человеческие пороки и недостатки великий русский баснописец высмеивал так сатирически беспощадно, как никому еще не удавалось в истории этого жанра. Явно Крылова имел в виду грибоедовский Загорецкий, когда в непритворном испуге так ополчился на басни, усмотрев в них (и не без основания) резкую критику самих основ самодержавного государства:

“Насмешки вечные надо львами над орлами Кто что ни говори: Хотя животные, а все-таки цари…”

И действительно, в ряде басен Крылов выступает как смелый и беспощадный обличитель крепостнического общества (“Рыбьи пляски”, “Волки и Овцы”, “Мор зверей”, “Волк и Ягненок”, “Крестьяне и Река” и др.). Крылов был далек от декабристского освободительного движения. В некоторых случаях у него даже проявлялись консервативные настроения (“Безбожники”, “Конь и Всадник” и др.). Но в основном он, применяя присущее басне иносказание, “эзопов язык”, даже в условиях жестокой цензуры отражал думы, настроения, нравственные устои русского трудового народа. И не случайно для многих декабристов его басни были чрезвычайно важны именно как выражение народного мнения.

Решительное Разоблачение многих социальных зол действительности было прямым следствием органического демократизма Крылова. О сути его взглядов на социальные отношения достаточно ясное представление дает басня “Листы и Корни”. Национально-патриотическая тематика представлена в тех его баснях, которые посвящены героическим событиям 1812 г. (“Раздел”, “Волк на псарне”, “Ворона и Курица”, “Обоз”). Здесь также отчетливо выступает народная точка зрения, народный взгляд на войну, на врагов, на Кутузова. Показательно, что в басне “Ворона и Курица” Крылов отступает от обычной басенной традиции и не маскирует тот конкретный факт, который послужил основой для создания басни. Смоленский князь ( Кутузов ) назван в первой же строке, а дальше прямо упоминается Москва, оставление которой Крылов считал вовсе не ошибкой полководца, а частью его стратегического замысла. Особенно популярной была басня “Волк на псарне”. Крылов отослал ее Кутузову, и тот читал ее вслух, а когда дошел до строк: “Ты сер, а я, приятель, сед”, то снял фуражку и показал свою седую голову.

Крылов значительно расширил возможности басни как жанра. В его баснях были поставлены важнейшие проблемы, подсказанные русской действительностью. Тематика и образная система крыловских басен основывается на неисчерпаемом богатстве устного народного творчества. Его изобразительные средства, манера повествования, язык теснейшим образом связаны с русскими сказками, пословицами, поговорками, загадками. Басни Крылова, теснейшим образом связанные с народной мудростью, народным опытом, в свою очередь, обогащали художественное сознание народа. В русский язык перешло множество Крылатых выражений из басен: “А Васька слушает да ест”, Слона-то я и не приметил”, “Услужливый дурак опаснее врага” и многие другие. Даже некоторые заглавия стали нарицательными: “Тришкин кафтан”, “Слон и Моська”.

Особенно поражало современников лексическое богатство языка Крылова, смелое использование им таких просторечных слов п выражений, которые еще не использовались в литературе. Его язык вообще отличается необыкновенной гибкостью и выразительностью. Опыт Крылова в области стиха (он использовал разносторонний ямб, дающий возможность приблизиться к передаче Свободной разговорной речи) был затем подхвачен Грибоедовым и блестяще использован им в комедии “Горе от ума”. “Не будь Крылова в русской литературе,- писал Белинский,- стих Грибоедова не шагнул бы так страшно далеко”.

Творчество Крылова сыграло важную роль в истории русской литературы. Традиции великого баснописца вполне ощутимы в творчестве многих последующих поэтов и прозаиков; достаточно напомнить хотя бы сатирические сказки Щедрина. Крыловские басни сыграли немалую роль и в развитии литератур народов. Выдающийся писатель казахского народа Абай переводил Крылова. С особым интересом было воспринято басенное новаторство русского поэта в украинской литературе. Шевченко хорошо знал и высоко ценил басни Крылова. Его традиции способствовали развитию и укреплению басни как одного из ведущих жанров украинской поэзии XIX в. В первую очередь здесь следует назвать Е. Гребенку и особенно Л. Глебова, с именем которого связано окончательное утверждение реалистической басни в украинской литературе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Иван Андреевич Крылов (1769-1844)