Чему учит басня? (по произведениям Л. Глебова)

Леонид Иванович Глебов родился в 1827 году в селе Веселый Подол на Полтавщине. Еще с юного возраста составлял поэзии на русском языке, но вскоре начал писать басни на украинском. На протяжении жизнь он создал свыше 100 басен. В них писатель по обыкновению старался поднимать проблемы человеческой и общественной морали. Леонид Глебов в своих баснях остро подвергал критике несправедливый суд, жестокость господ, безделье, хвастливость, подхалимство и т. п.. Известно, что основным признаком басни есть ее аллегоричность. Соответственно этому басня имеет

две части – повествовательную и поучительную.

Так, например, в басне “Лисица-жалобница” в первой ее части рассказывается о жестоком поступке лицемерной Лисицы, а во второй автор говорит о том, что такие Лисицы бывают и между людьми, и их надо стеречься. В первой части басни рассказывается о определенном событии, поэтому эта часть называется повествовательной. Во второй дается вывод: автор словно подсказывает нам, каких людей следует понимать под аллегорическими образами (Лисица – “лукавый человек”, лицемер), здесь же высказывает поучение, поэтому эта часть басни называется поучением, или моралью. Глебов

считал, что помещики-крепостники беспощадно грабили народ, за который он так болел душой. Но не лучшие них были и чиновники, которые служили в разных царских учреждениях, так как они самоотверженно защищали интересы нечестных богатеев, покрывали их преступления, совместно с ними грабя простых трудолюбивых людей. Антинародную суть деятельности судебных чиновников и старался разоблачить Л. Глебов в своей басне “Щука”.

Общеизвестно, что щука – хищница. И в басне мы видим, что, живя в пруду, Щука заедала и обдирала более слабых. Эта вертихвостка никого не боялась, так как тайком посылала Лисице взятки. Когда же Щуку привлекли к суду, она во всем положилась на Лисицу и не ошиблась – Лисица спасла ее. Судебные чиновники, или взяточники, искренне обороняют интересы тех, кто больше заплатит. Л. Глебов выступает в басне против несправедливого суда, взяточничества. Ярко изображенные образы героев дают читателю понять, что они были “срисованные” с реально существующих людей. Но одной из наиболее впечатляющих басен Глебова есть басня “Волк и Ягненок”. В этой басне автор раскрывает существуя к тому времени взаимоотношения между крепостными и крепостниками. В образе Волка, конечно ж, обрисован жестокий крепостник, который выглядит бесстыдным насильником. А в образе Ягненка – крепостного-крестьянина, который почти без протеста подчиняется воли своего господина и терпеливо выполняет его прихоти. В басне автор осуждает бессмысленное своеволие помещиков-крепостников и глубоко сочувствует трудной жизни порабощенного народу. Главная мысль этой басни заключается в том, что крепостные и крепостники – непримиримые враги. Этот вывод утверждает в басне сам Волк:

Разве не знаю я, не слышал, Что вы все меня бы съели, Если бы словили? Собаки и овцеводы твои, Все вы – враги мои.

Таким образом, басня поучает все следующие поколения: не унижайте тех, кто на вас работает, так как они такие же живые люди, и заслуживают вежливого отношения.






Твір барви українського слова.
Чему учит басня? (по произведениям Л. Глебова)