Центральный персонаж комедии А. Н. Островского “Лес”

Провинциальный актер, комик Счастливцев “парный” персонаж к трагику Несчастливцеву, как Санчо Панса – к Дон Кихоту. Житейский практицизм, здравый смысл, трезво-ироническое и проницательное восприятие действительности делают его “земным” персонажем, контрастным по отношению к “возвышенному” Несчастливцеву.

Прирожденный актер, Счастливцев уверенно и артистично театрализует свое жизненное поведение в рамках своего комического амплуа. Мастер фарсовых ситуаций, он обладает хорошим чутьем на смешное в жизни, знает толк

в шутовских эффектах и блестяще владеет приемом “апарте”, оттеняющим “глупое” прекраснодушие Несчастливцева.

Имея в памяти и перед глазами пример великого артиста А. Е. Мартынова, Счастливцев соглашается на роль слуги Несчастливцева; “войдя в образ”, ловко устраивается, будучи сыт с “барского стола”, пьян и доволен. В соответствии с амплуа “слуги-пройдохи” он представляется лакею Карпу Сганарелем, с ключницей Улитой разыгрывает “черта”, а невежественному грубияну Бодаеву коротко говорит о своей сценической специальности: “скворцом свищу, сорокой прыгаю”.

Присущее Несчастливцеву

чувство собственного достоинства у Счастливцева возникает в сниженном варианте “амбиции” и обидчивости. Скитальческая жизнь социально униженного человека накопила в нем немало душевной горечи, а нелегкий актерский путь вниз – от “первого любовника” до “суфлера” – приучил его смотреть на вещи легко, не унывать при очередной перемене судьбы, не брезговать при случае “насчет чужого”.

Как показывает монолог о житье “у родных”, в С. сохранился благородный остаток актерской “возвышенной души”. Бесшабашный гаер и “пеший путешественник”, он не приспособлен для прилично-однообразной жизни городского обывателя. Актерская судьба – единственно возможная для него. Преданность бедной, но вольной театральной жизни роднит его с Несчастливцевым и объясняет финальную реплику трагика, обращенную к С.: “Руку, товарищ!”

Робинзон в “Бесприданнице”, скатившийся до положения шута у богатых бар, и Шмата в пьесе “Без вины виноватые” – “комик в жизни и злодей на сцене”,- являются развитием комического типа Счастливцева.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Твір-опис харкова.
Центральный персонаж комедии А. Н. Островского “Лес”