Центральный персонаж повести Толстого “Холстомер”

Объект изображения в повести – табун лошадей, людям в ней отведена второстепенная роль. Табун – это метафора современного общественного организма, и поэтому лошади здесь очеловечены, наделены людскими чувствами: жестокость и жалость, веселье и грусть, зависть и гордость, беспечность молодости и угрюмое сознание своей дряхлой старости.

Более всего очеловечен главный персонаж Холстомер чье жизнеописание занимает почти всю повесть. Толстой стремится создать образ живой, зримый, конкретный. Внешность X. описана обстоятельно и подробно: “мерин был роста большого – не менее двух аршин и трех вершков, частью он был вороно-пегий, но теперь вороные пятна стали грязно-бурого цвета выражение лица было строго-терпеливое, глубокомысленное и страдальческое”. Он искалечен побоями, страшно худ, у него опухлая и гноящаяся болячка и шерсть торчком. Но несмотря на отвратительную старость этой клячи, знаток сразу узнавал, что это была в свое время замечательная лошадь. “Глубоко мысленный” образ X. (он же “Мужик Первый сын Бабы”) синоним российского земледельца, сотворен писателем, утверждающим религиозно-нравственную философию бытия.

В судьбе X. отражена судьба попранного, униженного, порабощенного “мужика”, участь которого – “унижения, труд, унижения, труд”. “Я был пегий, – сообщает о себе X., – я был мерин, и люди

вообразили себе обо мне, что я принадлежал не Богу и себе, как это свойственно всему живому”. И только потому, что он пегий, к нему относятся как к вещи, с которой совершают купчие сделки. Пежина – это знак, наглядно разоблачающий условность и порочность деления божьего мира на отдельные сословия, слои, касты, группы с различными правами и типом существования. После случившегося с X. “странного несчастья”, ставшего для него “решительным переворотом”, он осознал жестокость и нелепость понятий: “мой, моя, мое, которые говорят про различные вещи, существа, предметы, даже про землю, про людей и про лошадей”. Драматическая история “одной лошади”, сочиненная писателем, – апофеоз конягам, чьи “божьи жизни” были отданы труду, покорному служению людям. Даже после смерти они продолжали служить добру, участвуя в вечном круговороте жизни.

Образу X. противопоставлен бесшабашный, беззаботный, веселый гусар Серпуховский, превратившийся в никчемного барина-паразита, жившего за счет работяг, таких, как X. Толстой использовал наивное, отстраненное, незамутненное предубеждениями и ложными постулатами сознание X., чтобы обнажить абсурдность и противоестественность социального порядка, признающего право собственности, насилие, произвол, угнетение.



Сила кохання маргарити.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Центральный персонаж повести Толстого “Холстомер”