Героиня комедии А. Н. Островского “Последняя жертва”

Образ Тугина представляет собой характерное для “позднего Островского” художественное исследование любящей души “кроткой” женщины (ср.: Людмила в “Поздней любви”, Наташа в “Трудовом хлебе”, Вера Филипповна в “Сердце не камень”, Евлалия в “Невольницах”, Ксения в “Не от мира сего”). Тугина – “молодая вдова”, влюбленная в обаятельного шалопая, красавца Дульчина, бездумно и легковесно проматывающего ее состояние.

Открытая и ясная натура Тугина чуждается мишуры, не знает фальши. Далекая от суетной,

оживленной московской жизни, Т. намеренно тихо и уединенно обитает в своем доме. Она никуда не выезжает, нигде, кроме церкви, не бывает, не имеет каких-либо “общественных” или “культурных” интересов. Молитва – единственный способ для нее раскрыть волнения своей простой и глубокой души.

Тугина “исчезающий тип” женщины, душевная простота которой не имеет ничего общего с элементарностью. Она подлинна в каждом своем проявлении. Ее внутренняя целостность не искажена ничем формально-условным, заученным, штампованным. “Редкая женщина… Сокровище”, – говорит о ней даже поверхностный Дульчин. “Дорогого

стоит”, – потрясен-но повторяет Прибытков.

Тугина знает одно счастье – любить. А любить для нее – значит отдавать, дарить, жертвовать для любимого человека всем, что сама имеет. Ради спасения Дульчина от долговой ямы она идет просить денег у богатого старика Прибыткова, чьи притязания она совсем недавно отвергла со свойственной ей прямотой. Сцена насильственного кокетства с Прибытковым – ключевая для понимания образа Т. Ложные ухищрения настолько неорганичны для нее, что “на лице пятна стыда выступают”. Просьба о деньгах оборачивается таким насилием над собой, что Т., не выдерживая взятого ею тона, бросается на колени с мольбой о спасении “счастья всей жизни”.

Жертва ее оказалась напрасной, едва ли замеченной. Добытые ценой стыда и унижения деньги были с легкостью проиграны Дульчиным “в полчаса”. Безоглядная вера в любимого человека подорвана. Измена Дульчина, его женитьба на богатой невесте влекут за собой окончательное крушение целостного и гармоничного душевного мира Т. Ее смятение передается не только в полных отчаяния словах, но и в ремарках: “бессознательно”, “обморок”, “в бреду”. По замечанию Прибытко-ва, “кстати” оказавшегося здесь, “это уж близко смерти-с”.

В последнем акте Т. является спокойной, твердой, разумной женщиной – рука об руку с Прибытковым, которому она дала согласие на брак. “Прежняя Юлия умерла”. Ее “любящая, ангельская душа” оказывается “последней жертвой”, принесенной жестокому веку.






Роль інакомовлення в літературі xx століття.
Героиня комедии А. Н. Островского “Последняя жертва”