Центральный персонаж комедии И. С. Тургенева “Месяц в деревне”

Образ Ракитина лишен фабульной напряженности, разговоры преобладают над драматическим действием. Изображая неторопливое течение жизни, Тургенев концентрирует внимание на интимных конфликтах частного лица. Образ Ракитина существует в подробно разработанном психологическом и бытовом контексте дворянской среды. Образ Р. автобиографичен (“Ракитин – это я”,- писал Тургенев). Он умный, честный, тонкий, интеллигентный и несчастный человек.

Это особый тип “лишнего человека”, “приживала”, не имеющего своей семьи, своей судьбы.

Наталье Петровне льстит отношение Р., но ей скучно с ним. В сравнении с Беляевым Р. представляется “болезненным” и “старым”, в чем-то даже – литературным героем. Не случайно так язвительно Наталья Петровна характеризует его рассуждения о природе (возникает косвенная ассоциация с “Новым Стерном” Шаховского, пародией на литературный сентиментализм). Честь и порядочность не позволяют Р. волновать любимую женщину, он не выказывает свою страсть и может смело смотреть в глаза мужу Натальи Петровны.

Но умеренная, внешне бесконфликтная жизнь Р. полна страданий. Жизнь для Р.- это Наталья Петровна. У него одна

мысль в голове, одна цель, одно занятие – любовь к ней. Он порабощен этими отношениями, изматывающая болезнь любви порождает стыд от осознания собственного безволия (“болезненные, чахоточные отношения”, “любовь – это бедствие”). Однако такая несвобода для Р. единственно возможная жизнь. В финале Р. покидает дом Ислаевых, но логика его характера заставляет думать, что он вернется. Р.- недеятельная натура, он вне исторического бытия, и всем своим обликом, казалось бы, демонстрирует собственную никчемность. Однако Тургенев не желает судить своего героя (и тем более – разоблачать). Писатель фиксирует жизненные типы, психологические явления. В этом смысле Р. есть утверждение самоценности, существенности переживаний интимного человека.






Твір про ідеальну людину.
Центральный персонаж комедии И. С. Тургенева “Месяц в деревне”