Центральный персонаж комедии А. Н. Островского “Лес”
Провинциальный актер, комик Счастливцев “парный” персонаж к трагику Несчастливцеву, как Санчо Панса – к Дон Кихоту. Житейский практицизм, здравый смысл, трезво-ироническое и проницательное восприятие действительности делают его “земным” персонажем, контрастным по отношению к “возвышенному” Несчастливцеву.
Прирожденный актер, Счастливцев уверенно и артистично театрализует свое жизненное поведение в рамках своего комического амплуа. Мастер фарсовых ситуаций, он обладает хорошим чутьем на смешное в жизни, знает толк
Имея в памяти и перед глазами пример великого артиста А. Е. Мартынова, Счастливцев соглашается на роль слуги Несчастливцева; “войдя в образ”, ловко устраивается, будучи сыт с “барского стола”, пьян и доволен. В соответствии с амплуа “слуги-пройдохи” он представляется лакею Карпу Сганарелем, с ключницей Улитой разыгрывает “черта”, а невежественному грубияну Бодаеву коротко говорит о своей сценической специальности: “скворцом свищу, сорокой прыгаю”.
Присущее
Как показывает монолог о житье “у родных”, в С. сохранился благородный остаток актерской “возвышенной души”. Бесшабашный гаер и “пеший путешественник”, он не приспособлен для прилично-однообразной жизни городского обывателя. Актерская судьба – единственно возможная для него. Преданность бедной, но вольной театральной жизни роднит его с Несчастливцевым и объясняет финальную реплику трагика, обращенную к С.: “Руку, товарищ!”
Робинзон в “Бесприданнице”, скатившийся до положения шута у богатых бар, и Шмата в пьесе “Без вины виноватые” – “комик в жизни и злодей на сцене”,- являются развитием комического типа Счастливцева.
Схожі твори:
- Центральный персонаж комедии А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся” В наименовании героя Островский играет мягкими “л” и скользящими “з” (Лазарь Елизарыч Подхалюзин), намекая на зерно образа пройдохи-приказчика и его способ действия в пьесе. Свои далеко идущие планы (завладеть имуществом хозяина и жениться на его дочке Липочке) П. проводит в жизнь аккуратно и постепенно. Верный подручный Большова, П. до поры до времени так и стелется […]...
- Центральный персонаж комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” По амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. Он олицетворяет авторскую линию сюжета “Недоросля”: своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. Отец Стародума служивший Петру Великому, внушил своему подрастающему сыну правило: “имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время”. Стародум убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. “Невежда без […]...
- Центральный персонаж драмы Островского “Гроза” Кабаниха принадлежит к тем властным и сильным натурам, которые осознают себя хранительницами “порядка”, исконных норм и правил жизни: Кукушкина (“Доходное место”), Уланбекова (“Воспитанница”), Мурзавецкая (“Волки и овцы”), Мавра Тарасовна (“Правда – хорошо, а счастье лучше”). Сама себе хозяйка (“богатая купчиха, вдо – 181 ва”), Марфа Игнатьевна Кабанова управляет домом, опираясь на старинный закон быта и […]...
- Центральный персонаж комедии Чехова “Вишневый сад” Образ Фирса старого верного слуги Гаевых, содержит в себе индивидуально-психологическое и историко-символическое значение. Старинная ливрея и белые перчатки Фирса такая же память о прошлом, как и комната, которая “до сих пор называется детскою”, столетний “многоуважаемый шкаф”, родовое поместье с домом и вишневым садом. Сам Фирс – в буквальном смысле слова – “ходячая” память старинного усадебного […]...
- Тригорин центральный персонаж комедии А. П. Чехова “Чайка” Линия Тригорина в комедии как бы нарочито снижена, прозаизирована. Его личность лишена всякого ореола “знаменитого писателя, любимца публики”. Т. ходит в “рваных ботинках и брюках в клетку”; любит удить рыбу и “радуется, что поймал двух голавлей”; старается не привлекать к себе внимания; не разучился “конфузиться” от похвал; “вялый, рыхлый, всегда покорный”, он лишен “характера”; волнуется […]...
- Центральный персонаж комедии И. С. Тургенева “Месяц в деревне” Образ Ракитина лишен фабульной напряженности, разговоры преобладают над драматическим действием. Изображая неторопливое течение жизни, Тургенев концентрирует внимание на интимных конфликтах частного лица. Образ Ракитина существует в подробно разработанном психологическом и бытовом контексте дворянской среды. Образ Р. автобиографичен (“Ракитин – это я”,- писал Тургенев). Он умный, честный, тонкий, интеллигентный и несчастный человек. Это особый тип “лишнего […]...
- Центральный персонаж комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то Скалозуб соответствует “хвастливый воин”, популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом “башне градо победителе” Пиргополинике, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. Скалозуб если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отметить, […]...
- Центральный персонаж героической комедии “Сирано де Бержерак” Во французской драматической литературе, до появления на рубеже XIX и XX вв. “новой драмы”, историки театра нередко отмечают три имени, дающих представление об эволюции понятия героя: Сид, Лоренцаччо и Сирано. Последний к тому же подводит итог поискам романтического героя, которому французская драматургия отдавала столь щедрую дань на протяжении всего XIX столетия. Закрепляя сближение романтической драмы […]...
- Центральный персонаж пьесШекспира: исторической хроники “Генрих IV” и комедии “Виндзорские насмешницы” Один из самых популярных комических персонажей Шекспира. В образе своего героя драматург “совместил” двух реальных исторических персон. Это сэр Джон Олдкасл, лорд Кобем, примкнувший, несмотря на свое знатное происхождение, к секте лоллардов (предшественников пуритан), выступивший с обличениями в адрес католической церкви и сожженный за ересь в 1417 году. Другой прототип Фальстафа – баронет Джон Фастолф, […]...
- “Театр в театре” в комедии А. Н. Островского “Лес” Комедия А. Н. Островского Лес была написана в 70-е годы XIX столетия, когда в русском обществе протекали процессы, связанные с последствиями отмены крепостного права. Они затронули не только крестьянство, но также и судьбы дворянства и других слоев населения. В этой пьесе поставлено много проблем, характерных для этого периода развития России. Кроме того, эта пьеса принадлежит […]...
- Центральный персонаж драмы А. П. Чехова “Три сестры” Барон Тузенбах Обрусевший немец, родившийся в Петербурге, “холодном и праздном”, – самый счастливый человек в пьесе. Он остро чувствует “рубежность”, “переломность” настоящего времени и всем своим существом устремлен к надвигающейся “громаде”, “здоровой, сильной буре”, которая “сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку”. В горячей убежденности Тузенбах В необходимости труда, последовательной, обязательной […]...
- Центральный персонаж драмы Сухово-Кобылина “Дело” Тарелкин олицетворение “новой” России, новой морали, выражение нигилистического мировоззрения. Тарелкин человек, способный на все (“с мертвого снял бы шкуру”), готовый на любое преступление, но фатально невезучий. Его цинизм беспределен, однако он не обладает страшной жестокой хваткой победителя Варравина. Тарелкин жалок в своей мерзости, он не человек, а тень. Автор создает оригинальный образ маленького человека, одержимого […]...
- Центральный персонаж повести Толстого “Холстомер” Объект изображения в повести – табун лошадей, людям в ней отведена второстепенная роль. Табун – это метафора современного общественного организма, и поэтому лошади здесь очеловечены, наделены людскими чувствами: жестокость и жалость, веселье и грусть, зависть и гордость, беспечность молодости и угрюмое сознание своей дряхлой старости. Более всего очеловечен главный персонаж Холстомер чье жизнеописание занимает почти […]...
- Центральный персонаж рассказа И. А. Бунина “Сны Чанга” Действительность интерпретируется Чангом в соответствии с условно “собачьим” восприятием жизненной драмы капитана с его теорией “двух правд”, постоянно сменявших друг друга: “первая – та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая, что жизнь мыслима лишь для сумасшедших”. Приверженность то одной, то другой “правде” знаменует взлеты и падения судьбы капитана. Время деформировалось в восприятии Ч., сны которого […]...
- Центральный персонаж произведения Н. Г. Чернышевского “Что делать?” Рахметов отличается от других героев романа так же, как сам роман Чернышевского – от тради ционных психологических романов. В журнале “Эпоха”, издававшемся М. М. и Ф. М. Достоевскими, о Рахметове писали как о “каком-то кабинетном мифе, путешествующем так же легко по факультетам, как и по Европе” (Н. Соловьев). В художественной иерархии романа он занимает высшую […]...
- Центральный персонаж романа “Сатирикон” Трималхион представляет собой тип богача-вольноотпущенника, со всеми особенностями этого рода людей, с точки зрения образованного и тонкого аристократа. Плохая сохранность произведения (от которого дошла до нас лишь незначительная часть – отрывки XIV и XV книг) делает эту эпизодическую фигуру (в прямом смысле, поскольку жанр предполагает многочисленные вставные эпизоды, в том числе довольно крупные, не имеющие […]...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Порфирий Петрович пристав следственных дел при одной из полицейских частей Петербурга, ведущий дело об убийстве и ограблении старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. Еще за два месяца до этих событий Порфирий Петрович обратил внимание на анонимную газетную статью “О преступлении”, в которой по идейным соображениям оправдывалось убийство человеком “высшего разряда” людей “низшего разряда”, и […]...
- Центральный персонаж древнеиндийской эпопеи “Рамаяна” У царя Дашаратхи долгое время не было наследника; после многих жертвоприношений супруги царя – Кауша-лья, Кайкейи и Сумитра родили ему четырех сыновей: Раму, Лакшману, Бхарату и Шатругх-ну. Братья росли вместе и нежно любили друг друга. Р. превосходил их силой, умом и красотой. Уже в юности он совершает великие подвиги, побеждая могучих демонов. Во время сваямвары […]...
- Вишневый сад как центральный образ в комедии Чехова Образ вишневого сада является центральным образом в комедии Чехова, он представлен лейтмотивом различных временных планов, невольно соединяя прошлое с настоящим. Но вишневый сад – не просто фон происходящих событий, он – символ усадебной жизни. Судьба имения сюжетно организует пьесу. Уже в первом действии, сразу после встречи Раневской, начинается обсуждение спасения заложенного имения от торгов. В […]...
- Карандышев персонаж драмы А. Н. Островского “Бесприданница” Амбиция – ключевое слово к объяснению личности К. Амбициозность бедного человека – художественное открытие Ф. М. Достоевского ( Макар Девушкин в “Бедных людях”, Парадоксалист в “Записках из подполья”, Мозгляков в “Дядюшкином сне”, Смешной человек в “Сне смешного человека”). В отличие от Достоевского, раскрывающего “самосознание бедного человека” (М. М. Бахтин), Островский показывает в пьесе душевную жизнь […]...
- Центральный персонаж романа Гюго “Собор Парижской богоматери” Образ поразительной силы, яркий и мощный, одновременно отталкивающий и притягательный. Пожалуй, из всех персонажей романа именно К. более всего соответствует эстетическим идеалам романтизма: он как гигант-исполин возвышается над чередой довольно заурядных, поглощенных своими обыденными занятиями людей. Принято проводить параллели между Квазимодо и Эсмералъдой (физическое уродство и красота); К. и Клодом Фролло (бескорыстие истинного чувства и […]...
- Героиня комедии А. Н. Островского “Последняя жертва” Образ Тугина представляет собой характерное для “позднего Островского” художественное исследование любящей души “кроткой” женщины (ср.: Людмила в “Поздней любви”, Наташа в “Трудовом хлебе”, Вера Филипповна в “Сердце не камень”, Евлалия в “Невольницах”, Ксения в “Не от мира сего”). Тугина – “молодая вдова”, влюбленная в обаятельного шалопая, красавца Дульчина, бездумно и легковесно проматывающего ее состояние. Открытая […]...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Бесы” Основным, хотя и не единственным, реальным прототипом С. Т. Верховенского явился известный русский либеральный историк-западник, друг А. И. Герцена Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855). Источником сведений об историке, которого писатель не знал лично, послужила рецензия Н. Н. Страхова на книгу А. В. Станкевича “Т. Н. Грановский” (1869), опубликованная в “Заре”. 26 февраля (10 марта) 1869 года […]...
- Центральный персонаж трагедии Ф. Шиллера “Разбойники” Франц Моор завидует своему старшему брату Карлу: тот обаятелен и красив, к младшему же брату природа оказалась немилостива (“обанкротилась перед моим рождением”). Ф. М. желает любой ценой получить то, в чем ему отказано, – замок и деньги отца, Амалию, которую любят оба брата, но которая предпочла Карла. Франц Моор не останавливается ни перед чем: он […]...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Идиот” Парфен Рогожин – одна из самых трагических фигур в русской литературе. Поначалу – битый собственным отцом купчик в смазных сапогах и тулупе, потом – миллионер, равнодушный к приумножению своего состояния, и, наконец, в финале – убийца. На первых страницах романа, в вагоне Петербургско-Варшавской железной дороги, рассказ Рогожин о себе и о встрече с Настасьей Филипповной […]...
- Яго центральный персонаж трагедии Шекспира “Отелло” Яго центральный персонаж трагедии У. Шекспира “Отелло” (1604), поручик на службе у Отелло. По натуре хам и плебей, вынужденный быть в услужении у “мавра”, ненавидя его за испытываемое им при этом унижение, не в силах быть свидетелем безмятежного счастья Отелло и Дездемоны, он сплетает вокруг них чудовищную интригу, в сеть которой попадает, сам того не […]...
- Центральный вопрос, поставленный А. С. Грибоедовым в комедии “Горе от ума” Почему бесспорно умный человек – Александр Андреевич Чацкий – не только не был не понят, но и отвергнут и обществом и любимой девушкой? То есть главным конфликтом комедии, вокруг которого группируются все остальные, является внутренний конфликт героя, который состоит в том, что Чацкому плохо, прежде всего, с самим собой: он не может не видеть, что […]...
- Центральный персонаж романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина” Прототипом этого образа стал потомок родовитого дворянского семейства, чиновник и помещик Василий Степанович Перфильев, старинный друг Толстого. Писатель был причастен к его судьбе, имел ясное представление о его личности, душевном складе, о его “добродетелях и прегрешениях” и “легких увлечениях”. Использовал Толстой и письма жены Перфильева, Прасковьи Федоровны, и рукопись ее повести “Странный случай” о “катастрофе”, […]...
- Центральный персонаж повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Профессор Преображенский хирург, светило мирового значения. Его литературными собратьями являются Базаров, Лопухов, Кирсанов. Так же как они, профессор Преображенский – приверженец философии разумного эгоизма, рационалист, следующий базаровской формуле: “Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник”. профессор Преображенский очевидный разночинец, сделавший профессиональную карьеру и полагающий, что его труд, талант, профессионализм дают ему право […]...
- Центральный персонаж романа Толстого “Анна Каренина” Прототипами для создания образа Каренина Толстому служили его хороший знакомый “рассудительный” С. М. Сухотин, переживший подобную семейную драму, и свояк писателя А. М. Кузминский. Принято считать, что фамилия персонажа “говорящая” и происходит от греческого слова “каренон” (голова), что подчеркивает одну из основных черт характера – рассудочность, преобладание воли и упорядоченности поведения над чувством. Однако образ […]...
- Центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов” Центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина ” Борис Годунов “, монах-летописец Чудова монастыря, “старец кроткий и смиренный”, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из “Истории…” Н. М. Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI в. (Например, рассказ П. о […]...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” Смердяков слуга помещика Федора Павловича Карамазова, его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей (отсюда происходит и фамилия, определившая в какой-то степени главные нравственные черты этого персонажа). Исследователи творчества Достоевского считают, что Смердяков как персонаж “Братьев Карамазовых” появился тогда, когда Достоевский обратился к давнишним записям, озаглавленным “Словечки”, в поисках характерных выражений для речи героев романа. […]...
- Троекуров центральный персонаж повести А. С. Пушкина “Дубровский” Троекуров – реально проживавший в Нижегородском уезде помещик, владевший огромными вотчинами. В характере персонажа также много черт двоюродного деда Пушкина – генерал-майора Петра Абрамовича Ганнибала, отличавшегося крутым нравом и необузданным темпераментом. В повести Пушкина фигура Троекуров очень важна. Не случайно повесть начинается с его характеристики: “В домашнем быту Кир ила Петрович выказывал все пороки человека […]...
- Шатов – центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Бесы” С образом Ивана Павловича Ш., двадцатисемилетнего конторского служащего, раскаявшегося нигилиста, ассоциирован И. И. Иванов, убитый в ноябре 1869 года Нечаевым и его группой по политическим мотивам и согласно принципам “Катехизиса революционера”. Своеобразное художественное преломление в образе Ш. получили некоторые факты биографии фурьериста и петрашевца, затем “раскаявшегося нигилиста” Н. Я. Данилевского (1822-1885), а также самого Достоевского. […]...
- Кириллов центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Бесы” По предположению Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. отчасти послужил петрашевец Тимковский (1814-1881), отставной офицер флота: “Личность Тимковского, видимо, отразилась через двадцать лет на образе инженера К. в “Бесах”: стремительный путь от религиозности к атеизму, готовность взорвать весь мир при серьезной практической работе в государстве, своеобразная революционность и самопожертвование при маниакальности господствующей идеи – все […]...
- Центральный персонаж романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Образ Иисуса Христа возникает на первых страницах романа в разговоре двух собеседников на Патриарших прудах, один из которых, молодой поэт Иван Бездомный, сочинил антирелигиозную поэму, но с поставленной задачей не справился. Иисус у него получился совершенно живой, а надо было доказать, что его не существовало вовсе, “что все рассказы о нем простые выдумки, самый обыкновенный […]...
- Центральный персонаж романа-эпопеи Толстого “Война и мир” В романе Михаил Илларионович Кутузов описан как реальное историческое лицо, участник действительных событий, главнокомандующий русской армией, однако по ходу сюжета связан с другими действующими лицами “романическими” отношениями. В формировании замысла ” Войны и мира ” как исторического произведения образ К. призван был выразить целый ряд важных для автора идей: отношение к роли личности в истории […]...
- Центральный персонаж романа “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский” Соблазненный обещанием Дон Кихота получить в подарок один из завоеванных островов и стать губернатором, бедный крестьянин Санчо Панса оставляет жену и детей и в качестве оруженосца отправляется с Дон Кихотом на поиски приключений. Вместе со своим хозяи ном Санчо Панса переживает множество событий и становится свидетелем его подвигов. С одной стороны, Санчо Панса считает Дон […]...
- Герой комедии К. Гольдони “Слуга двух господ” Первоначальный вариант написан как сценарий импровизационного спектакля “комедии дель арте” для выдающегося комика этого жанра Антонио Сакки, выступавшего под сценическим именем Труффальдино. В варианте 1749 г.- образце “правильной комедии” – зафиксированы отдельные литературно-сценические находки Сакки и его партнеров. Труффальдино слуга Беатриче Распони, приехавшей в Венецию в мужском костюме под именем своего покойного брата Федериго, чтобы […]...
- Героиня комедии Чехова “Чайка” Аркадина “Обворожительная пошлячка”, “обаятельная каботинка”, “самодовольная и самоуверенная провинциальная знаменитость” – такова А. в оценке театральной критики. Основа характера А. – “воля к самоутверждению и славе” (слова Н. Е. Эфроса о Л. Б. Яворской, в которой современники видели жизненный прототип А.). Сын А. Треплев с тоской и ревностью говорит о том, что она “скупа”; не […]...